О происхождении современных татар существуют три теории, которые исключают друг друга. Часть историков отождествляет казанских татар с монголо-татарами, покорителями Руси. Другие утверждают, что нынешние татары – это сплав тюрко-финских племен и завоевателей-монголов. Наконец, существует теория, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получивших от монголов лишь название – «татары».
Учеными установлено, что население Татарии, занимающее территорию былого Булгарского княжества, отсюда не уходило, никем не было истреблено и проживает по настоящее время. В этой связи с уверенностью можно сказать, что этнический состав татар составляют древние булгары.
Кто они? В конце VI века на смежных территориях Северного Кавказа, Придонья и Приазовья возникает «Великая Болгария». Вскоре хазары побеждают ее. Государство распалось, но народ не исчез. Часть болгарских племен переселяется на Дунайскую равнину, сливается со славянскими племенами и дает им название «болгары». Другая часть болгар переселяется в Среднее Поволжье и создает государство – Волжскую Булгарию. Освоение территории идет мирно, без военных столкновений. Булгары занимаются земледелием, сооружают города с водопроводами, ведут оживленную торговлю со странами Европы, Востока и Юга, строят мечети и школы.
11 июня 922 года по территории нынешней Самарской области продолжило свое путешествие посольство багдадского халифа, направлявшееся в Волжскую Булгарию. Секретарь посольства Ахмед Ибн-Фадлан оставил записки об этой поездке. Это бесценные свидетельства очевидца о Самарском Заволжье, в том числе об Иргизе, о быте людей и устройстве государства.
Покорение монголами потрясло Волжскую Булгарию. Народ понес огромные потери, но не покорился завоевателям даже после поражения. Волжская Булгария, как и Московская Русь, находилась в вассальной зависимости от Золотой Орды.
Нашествие монголов на Волжскую Булгарию, последующие набеги завоевателей привели к тому, что часть булгар начала переселяться в другие районы (Кама, Вятка, Среднее Поволжье). С момента возникновения столицы под названием «Новые Булгары», как первоначально именовалась Казань, булгар начинают называть «татары».
В XIV веке образовалось новое сильное татарское царство – Казанское. В состав этого царства вошли прежние булгарск
ие владения и новые земли в нынешней Вятской, Пермской областях и Башкирии. Вот так легко и предельно просто булгары по воле отдельных историков сразу превращаются в совершенно новый этнос – «татары».
В XVI – XIX веках татарами стали называться многие как тюркоязычные, так и некоторые иноязычные народности, жившие на окраине Русского государства. К концу XIX века татары Среднего Поволжья и Приуралья сформировались в нацию и подразделились в этнографическом отношении на казанских, мишарей, касимовских, крымских, сибирских.
В Пугачеве живут татары-мишари. Небольшими группами мишари обитают в ряде районов по берегам Средней Волги. Основное занятие до революции и до 50-х годов прошлого века – земледелие и ручное производство самана. Саман – это необожжённый кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов, один из древнейших стройматериалов.
В Николаевск (Пугачев) татары переехали в 1840 году из Хвалынского и Кузнецкого уездов Саратовской губернии. В 30-годах прошлого века началась второе переселение татар из Ульяновской области.
По переписи 1910 года в г. Николаевске проживало 15% татар. По переписи 1989 года – в городе и районе проживало 2863 человека. По переписи 2002 года-3147, из них в Пугачеве-2753 чел.
Николаевский уезд был меньше населен татарами, чем Хвалынский. Хвалынские и николаевские татары отличались от казанских. Татары-мишари выделялись более крупным ростом, менее выраженными тюрскими чертами лица. Обычай носить тюбетейки был мало распространен. Женщина- мишарка ходила с открытым лицом. Вместе с тем вплоть до 70-х годов XX века она не имела права садиться за общий стол, прятала лицо при появлении мужчин.
Внешний вид татарского жилья мало отличался от русского. Изба внутри была лишена каких-либо украшений. Русская печь, лавки вдоль стен, стол под клетчатой скатертью.
Татарская мужская одежда состояла из рубахи до колен без пояса, широких шаровар, камзола. Основные виды женской одежды были близки к мужской.
Н. Сулейманова, директор пугачевского краеведческого музея им. К.И. Журавлева
На снимках: (вверху) Волжская Булгария, прием послов баградского халифата, 922 год; (внизу) национальная одежда татар – мишарей
Окончание в следующем номере