Повседневная жизнь города невозможна без водителей. В Пугачёве большую часть пассажирских перевозок осуществляют частные перевозчики, а вот работники пассажирского автотранспортного предприятия оказались заложниками экономической ситуации. ПАТП приказало долго жить.

Кривошеин

Любовь к автомобилю в семье Кривошеиных – дело семейное. Александр Геннадьевич с улыбкой вспоминает: «Сколько себя помню, всегда за рулём был, с малых лет». И это так. Отец работал водителем на мебельной фабрике, в обеденный перерыв мальчишка забирался к нему на колени, и руль был в его власти. С тех пор к машинам тянуло неудержимо. Так и вырос около них, автомобильные марки различал с малых лет, став постарше, не упускал возможности покопаться в двигателе. В школе учился неплохо, особенно близки были физика и математика. В  8-ом классе точно знал, что пойдёт учиться на автомеханика, стал искать по справочникам, где это можно сделать. Узнал, что в Белгороде, где жила бабушка, есть такой техникум, и в 1974 году поехал поступать на факультет «Техническое обслуживание и  ремонт автомобилей». Учился с желанием,  мечтал, конечно, о своём автомобиле. В это время отец и купил «Запорожец». Надо отдать ему должное – работал  как часы, ведь его холили и лелеяли так, как сейчас не ухаживают за иномарками. Ездили на нём даже в Белгород – без всяких происшествий.

 Получив диплом, молодой специалист вернулся в Пугачёв, устроился механиком в АТП-8. Серьёзный настрой юноши, техническая грамотность, умение ладить с окружающими привлекли внимание начальства – его рекомендовали в партию, а потом и вовсе  поставили секретарём партийной организации. Молодой механик оказался очень деятельным человеком, выполнял не только свою работу, но успевал  помогать товарищам, с удовольствием сам садился за руль, а затем и вообще перешёл на машину.

Время шло, пора было заводить семью, а работа водителем давала заработок чуть больше, да и сам процесс вождения привлекал. Было неважно куда, лишь бы ехать. По молодости не испытывал никакой усталости, автомобиль дарил особое чувство свободы, возможность видеть разнообразие мира, его красоту,  радость новых встреч. Множество знакомых, друзей, романтические увлечения – и главная встреча, которую подарила тоже профессия водителя. В то время в посёлке Заволжском  размещался стройбат, а он со своими сменщиками возил солдат на работу в  Пугачёв, а вечером обратно. Иногда по просьбе женщин захватывал их за покупками в поселковый магазин.

Старожилы нашего города помнят, что снабжение там было совсем другого уровня, обслуживалось строительство ГЭС, и многие пугачёвцы ездили туда за продуктами и московскими промтоварами.  Вот так однажды подвёз  подружек-фельдшериц, да и не смог расстаться с одной из них – Татьяной.  Через год поженились и прожили в полной гармонии 32 года. Они удивительно подходили друг другу: мягкость, чуткость и неконфликтность Александра уравновешивались строгостью и требовательностью,  любовью к порядку  супруги.

Дети, Сергей и Алексей, знали, что родители их безмерно любят, но шалости с рук не сойдут. Пришлось Александру поработать и на самосвалах, обслуживая ПМК-53, ПМК-9, и на легковых автомобилях. С благодарностью вспоминает он время, когда возил Н.Б.Годунова, директора завода ЖБИ « Облсельстрой», потом работника горисполкома, возил он его и когда тот был вторым секретарём горкома партии. В это время он тоже вошёл в активную общественную жизнь, сам был членом горкома партии, но профессии не изменил: когда Николай Борисович ушёл в Саратов на повышение и звал с собой, остался в Пугачёве. Много лет спустя они оба с большим теплом вспомнят о том времени, о молодости, о своих привязанностях.

 90-е годы заставили уйти из АТП-8 на «Молочку», пять лет Александр проработал на вахтовом автобусе. Понятно, что сыновья именно тогда пристрастились к рулю, постигая власть над ним на коленях отца, а отец с гордостью говорил: «Автомобилисты растут!», и слова его оказались пророческими. Ещё  семь лет проработал Александр Геннадьевич  дежурным слесарем в цеху, а потом подумал о своём деле. К тому времени в Пугачёве, как и везде, начала складываться частная практика пассажирских перевозок. Большие автобусы отжили свой век, новые закупать у города не было средств, а частники с охотой покупали лицензии и возили пассажиров на микроавтобусах. Продал свою «семёрку» и Александр, купил ГАЗель, лицензию оформили на Татьяну, она была более приспособлена ко всякой бумажной работе, начали работать. Время вносило поправки  в организационные   формы, а суть оставалась  одна – возить людей.

Частники организовались в два сообщества, во главе которых были предприниматели с лицензиями, заключившие договор с муниципалитетом, а такие, как Кривошеин, отдали им свои машины в аренду и сами работали у них водителями.

Александр работает у Ю. Старинновой, не изменяя своей привычке к порядку, ответственно подходя к своему делу. А ответственность здесь большая –  ответственность за жизнь пассажиров. Его ГАЗель  всегда  на  маршруте,  если  случается поломка – ремонтирует ночью, а утром снова в путь.  Это один из тех водителей, которые  уважительно относятся к пассажирам, спокойно относятся к обилию проездных: «Что поделаешь, это жизнь. Зачем выливать своё недовольство жизнью на людей? Ничего не изменится, только настроение себе и людям испортишь, а впереди весь рабочий день». Молодые к этому относятся по-другому, они привыкли получать всё и сразу, поэтому льготники для них – препятствие на пути к богатой жизни, а Александр знает, что за богатством в пассажирский транспорт не идут, там другие ценности – общение, относительная независимость, стабильность: какие-никакие, а деньги для семьи всегда есть.

Выросшие сыновья работали вместе с отцом. Оба окончили техникум, женились. Сергей постоянно работает в магазине автозапчастей, подрабатывая на частных перевозках, а вот младший, окончив заочно СГАУ, ушёл на кирпичный завод к Д.Г. Датову сначала мастером, а потом техническим директором.

Автомобили для него – настоящая страсть всей жизни, и эту страсть разделяют и жена Маша, и дочь Влада. Они – единый экипаж. Вместе путешествуют, отдыхают на природе, вместе участвуют в гонках на внедорожниках. Вот уже пять лет семья Кривошеиных  – участники автопробегов, гонок «Осенний призыв», «Верста-трофи», обладатели медалей и кубков. Все знакомые говорят, что в такой семье и Влада будет гонщицей, ведь любовь к машинам у неё в крови трёх поколений автомобилистов. Деда две внучки и внук обожают, да и он уже не мыслит себя без них.

Три года назад подкосила его внезапная смерть жены, и только любовь детей и внуков не позволила пасть духом. Дом, дети, внуки, гараж, машина, две сотки у дома  с виноградом, цветами и зеленью, рябина  и каштан, полюбившийся ещё в Белгороде у бабушки,  – это его мир, в котором ему уютно. Через полтора года придётся расстаться с профессией автомобилиста, но пенсионный возраст не заставит расстаться с любовью к автомобилю, ставшему для него жизнью – и средством существования, и обретением себя,  и возможностью видеть мир и радоваться ему.

Л. Шепелева