15 марта – Всемирный День защиты прав потребителей

В 1992 году был принят закон «О защите прав потребителей». Документ регулирует отношения покупателей, продавцов и изготовителей, устанавливает права на приобретение товаров надлежащего качества, получение объективной информации и содержит еще много хорошего и нужного, что обеспечивает справедливую и правильную жизнь по обе стороны прилавка.

23456

Основным защитником прав потребителей является Союз потребителей России. В Пугачеве подразделения Союза нет. Поэтому права граждан при купле – продаже в первую очередь обеспечивает отдел экономического развития промышленности и торговли районной администрации. Начальник отдела К. Шварц говорит, что основная деятельность по защите прав потребителей носит консультативный и рекомендательный характер. В среднем, в течении рабочей недели поступает одна -две жалобы. В минувшем году от граждан, недовольных качеством товаров или услуг, поступило около 70 жалоб.

Жалобы меняются не только числом, но и содержанием. Если раньше покупатели были недовольны качеством продуктов питания: мяса, рыбы, фруктов, овощей, то сегодня граждане жалуются на некорректное обслуживание продавцов, проблемы с возвратом некачественных товаров.

Если законные требования потребителя по каким – то причинам не удовлетворены, К. Шварц вмешивается в конфликтную ситуацию и, как правило, положительно разрешает ее. Многое решают личные контакты и умение ладить с людьми. Так, например, в споре недовольного покупателя с предпринимателем Г. Мищенко, последняя пошла навстречу клиенту и вернула деньги за товар, не смотря на то, что экспертиза не установила ответственности предпринимателя в этом вопросе.

Часто покупатели идут искать правду в Роспотребнадзор. За минувший год сюда поступило 115 жалоб. Из них 36 письменных и 79 устных.  Из 36 письменных, 29 – это жалобы на розничную торговлю некачественными продовольственными товарами, услуги связи, общественное питание, деятельность на финансовом рынке, техническое обслуживание транспортных  средств. По устным обращениям даны рекомендации и разъяснения, по письменным составлено пять административных протоколов в отношении индивидуальных предпринимателей. Наложено штрафов на общую сумму 13 тысяч рублей.

Специалисты Роспотребназдора отмечают, что в настоящее время продавцы продовольственных товаров, особенно это касается сетевых магазинов, при возникновении конфликта стараются тут же решить его на месте, обменяв некачественный товар или вернув деньги. Вероятно, дело тут в большой конкуренции и сохранении доброго имени.

Е. Евдокимова