В гостях у « Пугачевского времени» заведующая клубом «Северный» Нурия Мухарямовна Зарифулина.
– Вы почти десять лет заведуете национальным клубом культуры. О случайности говорить нелепо. Зарплата тоже не держит. Она небольшая. Тогда что вас привело на работу в сферу культуры и что удерживает там долгие годы?
– До того как прийти работать в клуб, я двадцать лет была учителем младших классов в СОШ №4, преподавала татарский язык и литературу. Еще учителем занималась с ребятами художественной самодеятельностью. Музыкальное и театральное искусство являются величайшим памятником духовной культуры и истории народа. А татарская культура уникальна, она восходит от волжских булгар.
В 2005 году прежняя заведующая клубом ушла на пенсию, а меня попросили поработать в клубе. В общем – то сейчас и не мыслю, что смогу находиться вне культуры. Работы было много. До меня национальный праздник «Сабантуй» не проводился в татарском поселке 53 года. Начала возрождать традиции. Видела, как наши поселковые жители от ребят до стариков радуются, когда мы устраивали какие – то праздники, конкурсы, концерты. Редко бывает, когда работа в радость. У меня как раз такой случай.
– Что из себя представляет клуб «Северный»? Его материальная база, размеры здания, сцена, зрительный зал?
– Относительно размеров – клуб небольшой – зал примерно на сто человек со сценой. В зале мы проводим концерты, еженедельные дискотеки, спортивные мероприятия. Здесь же занимаются танцевальные и вокальные коллективы. У нас работает библиотека с книжным фондом более семи тысяч книг. Мы выписываем периодические издания на татарском языке «Огни Казани», раньше выписывали детские журналы, сейчас средств на это нет.
Клуб был построен около тридцати лет назад, но когда я туда пришла в 2005 году, он был в плачевном состоянии. Текла крыша, в здании – сырость. Книги в библиотеке приходилось накрывать целлофановой пленкой. В зрительном зале – ни одного стула. Когда случались массовые зрелища, собирала лавки и стулья по знакомым. Обратилась в отдел культуры с просьбой выделить нам средства на ремонт и мебель. Как – никак, клуб – это одна из опорных точек, гарантирующих развитие территории. Но денег не получила: сказали – нет.
В 2008 году в Пугачев с одним из рабочих визитов прибыл депутат В. В. Капкаев. Мы пригласили его в наш клуб, попросили о помощи. Вскоре получили миллион рублей на ремонт. Поменяли крышу, обновили внутреннюю отделку, закупили стулья, оформили стенды. Жизнь наладилась.
– Концертные выступления самодеятельных артистов. Что-то их не видно на городских концертах. Почему?
– У нас замечательные вокально-танцевальные коллективы «Сандугач», что означает «Соловьи», «Красивые девчонки», много сольных исполнителей народных песен, танцев. Бывают приглашения на какие – то масштабные праздники, например, «Сандугач» выступал на празднике, посвященном 85-летнему юбилею пугачевкого района. 20 февраля в Доме культуре прошел смотр национальных культур, в котором приняли участие наш коллектив, а также самодеятельные артисты цыганской и армянской диаспор. Нас гораздо чаще, чем на концерты в Пугачеве, приглашают на областные конкурсы. Но основные зрители выступлений наших творческих коллективов – это жители татарского поселка. Для них мы работаем и устраиваем праздники.
– Приезжают ли к вам с выступлениями национальные артисты? Если да, то, какие аудитории собирают их выступления?
– Приезжают, но не столь часто. Все связано с проблемами финансирования. В 2006 году приглашали певицу из Казани Алсу Абильханову, в позапрошлом году приезжала известная башкирская группа «Караван –сарай». В этом году на «Сабантуй» в Саратов приедут музыканты из Татарстана, надеюсь, удастся пригласить их и в наш клуб. Масштабные выступления мы устраиваем на улице перед клубом, потому что все желающие в зал не попадут, а приходят все жители татарского поселка, у нас активный народ.
– В настоящее время сложилось парадоксальное явление: если в современный песенный быт все шире внедряются элементы эстрадных жанров, с явной потерей национальной интонации, то во всех сферах фольклора, наоборот, заметна тенденция к резкому повороту к его древнейшим слоям. Продолжаете ли вы традиции народной музыки?
– И не только музыки. На базе нашего клуба создан национальный центр «Дуслык», то есть «Дружба», действует объединение «Ялкын» для любителей поэзии. Все мероприятия, которые проходят у нас в клубе, преимущественно, на родном языке. Татары должны знать свой язык, но родители, как правило, не следят, чтобы дети говорили по – татарски. Без этого невозможно вырасти культурным человеком. Мы стараемся восполнить этот недостаток, делаем акцент на семейные праздники и семейные ценности. У нас, например, часто проходят кулинарные конкурсы национальных блюд, обрядовые торжества– наречение имени, «никях» и другие. Многие учат язык здесь, в клубе. Например, наш художественный руководитель Светлана Гайдей за год работы выучила язык и сейчас поет песни на татарском языке.
– Отношение к культуре со стороны властей у нас всегда было «по остаточному принципу». Тут трудно кому – то предъявлять претензии. Жизнь у нас небогатая. Но 2014 год – это год культуры. Вы почувствовали какие – то перемены? Если да, то в чем они выражаются?
– Районная администрация пообещала клубу в этом году провести газовое отопление. Сейчас мы отапливаемся электричеством.
– Расскажите о своей семье.
– У нас с мужем Мударисом две дочери: Флюра и Юлия. Флюра – социальный работник. Она подарила нам внука Данила. Ему два года. Младшая дочь Юлия работает в Самаре, она пока не замужем. Дочки часто собираются в родительском доме. В такие дни готовлю все самое вкусное. Зять Евгений говорит, что вкуснее моей выпечки он ничего не пробовал.
Вопросы задавала И. Мнекина