В редакцию газеты “Пугачевское время” обратились жители микрорайона “Семь ветров”, которые рассказали, что ремонт дворовых территорий, по их мнению, проведен некачественно.

– Асфальт положили такой, что после зимы от него ничего не останется, – жалуются они.

3467

По большому счету, схем криминального и полукриминального увода денег со строительных объектов не так уж и много. Основные механизмы давно известны как самим коррупционерам, так и следователям. Различаются они в зависимости от изобретательности участников.

Суммы, сэкономленные на дорожном строительстве, порой составляют 30% от общей стоимости контракта. Такую экономию строители нередко называют «рационализацией». Зачастую при этом страдает качество. Например, согласно смете, песчаный карьер расположен за сотню километров, но подрядчик находит такой же, только гораздо ближе. Или на бумаге прописаны затраты на организацию строительного городка, однако в реальности рабочие живут в старых копеечных вагончиках.

Иногда дорожники вынуждены прибегать к разным хитростям. Есть множество нечистых на руку чиновников, требующих взятки. Если откаты превышают 15%, то без ущерба качеству не обойтись, заявляет один из московских подрядчиков. В этом случае строители закупают материалы, не соответствующие запроектированным. Например, вместо дорогого калиброванного песка приобретается обычный, более дешевый.

Подобного рода хищения могут быть организованы еще до начала строительства. Нередки случаи, когда дорога по документам существует, но в реальности работы и не начинались. Подобные преступления раскрываются иногда уже во время приемки объекта.

Есть еще один, скажем так, легальный способ «зарабатывания» в дорожной отрасли. Допустим, себестоимость щебня составляет сто рублей. В крупном городе, куда его привезли за полторы сотни километров, цена увеличивается в два раза. Если в нее добавить битум – то материал будет стоить уже тысячу рублей, а если раскатать, то все семь тысяч.

Объем затрат на проведение работ определяется на этапе составления сметы. К слову, в России специалистов, занятых в составлении проектно-сметной документации, порядка 240 тысяч. Работают они в организациях всех форм собственности.

По мнению специалистов, все, кто занят в проектировании, заинтересованы в «раздувании» смет. В частности, у самих сметчиков оплата составляет 4-7% стоимости всего проекта. В том случае, если рассчитывает объем работ дочернее предприятие стройфирмы, высока вероятность того, что подряд получит именно она.

Эксперты Союза инженеров-сметчиков России заявляют, что в 85% проектов финансирование работ завышается на 15-30%. Причина не только в заинтересованности сметчиков, но и в использовании устаревших стандартов. В России до сих пор действуют сметные нормативы 1984 года. Они соответствуют технологиям 1950-1960-х годов. В результате при расчете объем средств складывается с учетом работы устаревшей техники, которую сегодня уже и не используют. А новейшие машины и разработки в дорожной отрасли позволяют увеличивать производительность на 30–40%. Однако, на сметах это не отражается.

Е. Евдокимова, с использованием информации сайта http://dorinfo.ru