26 апреля – Международный день памяти о чернобыльской катастрофе, в результате которой пострадало более двух миллионов человек, тысячи населенных пунктов СССР были загрязнены радиацией. В ликвидации последствий участвовало более шести тысяч саратовцев,  на сегодняшний день в Саратовской области проживает 2372 ликвидатора, число которых сокращается ежедневно.

653
А. Шитиков

Житель Пугачёва  А. А. Шитиков оказался в тридцатикилометровой зоне аварии 15 сентября 1986 года. Служил в полку в группе АО (авиационного оборудования). Вызвали в штаб троих  – его,  радиста Хайнанова и механика по вертолётам и двигателям Федченко. Родственники ничего не знали, были уверены, что это очередная командировка в Оренбург на проверку оборудования. Дома оставалась жена и двое сыновей – 4 года и 12 лет.

Утром 15 сентября они улетели вертолётом на военный аэродром  «Кряж»,  потом  –  на Ан-26 и вечером уже были под Черниговом, в пос. Гончаровском. Там стояла вертолётная группа Александрийского полка. Задачи вертолётчиков разноплановые, в том числе  поливать территорию и крыши клеем ПВА. После взрыва радиоактивная пыль распространилась  вокруг, эту пыль ничем не собрать. Они вешали бочку на 2,5 тонны с клеем ПВА на внешнюю подвеску вертолета и сливали клей на крыши зданий. Затем клей застывал, его резали на рулоны и увозили на утилизацию.   В  Гончаровском   стояло около 20 экипажей со всей страны.

Режим дня исполнялся неукоснительно: 6 часов – подъём, столовая, аэродром, вечером личное время. Наряды никто не отменял. Рабочий день был напряжённый, обслуживали не только закреплённые вертолёты, помогали друг другу, ведь задержки вылета вертолётов не должно быть ни на минуту. Анатолий Анатольевич был старшим механиком электрооборудования, готовность к взлету – под его подпись.  Как раз во время его пребывания в  зоне  ЧАЭС , 2 октября,  произошло известное крушение МИ-8 над реактором. Очевидцы считают, что солнце ослепило пилота  и он просто не увидел на пути трос, свисавший с одного из трех  кранов.  Мгновение — и во все стороны летят обломки лопастей,  машина падает с высоты около 100 метров прямо возле реактора. Все четверо членов экипажа погибли на месте.  Собственно,  жизни всех ликвидаторов были в постоянной опасности. Каждый день дозы облучения записывали в карточку учёта, причём нередко занижали, да и приборы были не всегда верными. Часто приходилось самим думать о своей безопасности,  начхим советовал: «Грамм 50-60 водочки после рабочего дня – благодарны будете». Рядом был пункт дезактивации вертолётов, утром разъёмы на вертолётах  отмывали спиртом от реактивов. Сами получали утром маску «лепесток» белую, а к концу дня она уже была  вишнёвая.

17 октября он вернулся домой, в карточке – доза облучения 4,6 бэра, отпуск  плюс ещё 14 дней дополнительно, двойной оклад, благодарности от правительства, потом  юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР», а с 1998 года – пенсия по выслуге. И вдруг потребовали подтвердить отношение к ликвидаторам,   пришлось отстаивать свои законные права и социальные гарантии в судах. Но  юбилейные знаки «В память о катастрофе на ЧАЭС  получал регулярно, в 2006 г. ему вручили Патриаршую грамоту, а  в 2010 году А.А. Шитиков награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

С 2007 года Анатолий Анатольевич  инвалид 2 группы, с каждым годом «болячки» только прибавляются, но в будущее ветеран – чернобылец смотрит с оптимизмом: «Переживём, лишь бы у детей и внучек – Насти, Вероники и Ярославы –   было всё хорошо, без катастроф».

Л. Шепелева