За последние 8 лет россияне стали в 5 раз чаще черпать информацию из соцсетей. В то же время популярность новостных интернет-ресурсов выросла в 3 раза. Такие результаты исследования опубликовал фонд «Общественное мнение» (ФОМ).
Опрос проводил «ФОМнибус» 29 апреля 2018 года в 53 субъектах РФ, 104 населенных пунктах, среди 1500 респондентов старше 18 лет. По данным ФОМ, в 2010 году только 4 процента граждан искали информацию в соцсетях, блогах и на форумах, в 2018 году таких уже 20 процентов. Восемь лет назад к новостным сайтам регулярно обращались 13 процентов респондентов, сейчас – 41 процент.
Основным источником новостей у россиян по-прежнему остается телевидение, однако его популярность постепенно снижается: в 2010 году ему отдавали предпочтение 87 процентов опрошенных, в 2018 году – 71 процент. Следует отметить, что в прошлом году этот показатель составлял 79 процентов, а пиковые значения – 92 процента – фиксировались в 2011-2012 годах. Вместе с популярностью падает и уровень доверия населения к информации «из телевизора»: в 2015 году в ее правдивости не сомневались 63 процента опрошенных, в 2018 году – только 43 процента. Чуть больше россияне стали верить новостным сайтам (с 15 процентов в 2015 году до нынешних 20 процентов) и соцсетям (4 процента против нынешних 8 процентов).
Что же касается информационных предпочтений россиян, то в настоящее время их больше всего интересуют международные отношения – 38 процентов (в 2015 году – 36 процентов). На втором месте внутрироссийская политика – 35 процентов (в 2015 году – 38 процентов), на третьем – армейская тематика (нынешние 32 процента против 26 процентов 3 года назад), на четвертом – «социалка» (31 процент против прежних 32 процентов). О спортивных, культурных и научных событиях хотят знать 17-18 процентов, а об экономике и финансах – 13 процентов. Мода и жизнь знаменитостей волную соответственно 7 и 5 процентов.
Объективными российские СМИ сейчас считают 45 процентов опрошенных, необъективными – 41 процент. В 2015 году это соотношение было 60 процентов против 23 процентов соответственно. Что интересно, в 2016 году у каждого утверждения было по 43 процента сторонников, а остальные затруднились ответить.
Как следует из результатов опроса, граждане стали чаще встречать критику российских властей в отечественных СМИ. Если в 2015 году на нее обратили внимание 16 процентов респондентов, то в 2018 году – 33 процента. Соответственно стало меньше тех, кто хотел бы видеть больше критических материалов, – их количество снизилось с 53 процентов в 2015 году, до нынешних 42 процентов.