«Душу формирует и детский сад, и семья. Но прежде всего школа! Я в первый класс пошёл в 1943-ем. Зима, война… Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав. Кусок хлеба. А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай всё на тех же травах, каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведённого сахарина – личного! Открывалась дверь – и дежурный вносил противень, на котором лежали пирожки. С чем уж они были, не помню, но они казались нам самыми вкусными на свете! Мы их ели, прихлёбывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории. Это называлось – воспитание! Это называлось – забота! Забота о следующем поколении. С этого начинается воспитание любви к Родине – когда ты чувствуешь заботу Родины о себе». Это отрывок из интервью народного артиста СССР Юрия Соломина. Проникновенные и очень верные слова!
Вспоминаю свои школьные годы, которые пришлись на конец 70-ых, середину 80-ых годов прошлого века. Наш класс носил имя героя Советского Союза, участника итальянского движения Сопротивления Федора Полетаева. Мы слушали затаив дыхание рассказы участника Сталинградской битвы Федора Григорьевича Беляева. В конце войны он дрался с немцами в итальянском сопротивлении вместе с Полетаевым и был награжден Гарибалдийской Звездой. Мы пели песню итальянских партизан «Белла, чао», которая звучала когда-то в Моденских горах, и чувствовали себя частичкой великой страны, которая победила самое страшное на земле зло – фашизм. Чувствовали до мурашек, до учащенного пульса, а душу переполняла гордость. Так воспитывался патриотизм. Такие же чувства сегодня вызывает, пожалуй, только акция «Бессмертный полк».

Недавно я побывал на родительском собрании. Вообще, я не любитель ходить на подобные мероприятия. Не интересно и скучно. А тут пошел. Обсуждалось предложение сделать класс, в котором учится мой ребенок патриотически направленным. Для этого дети, вернее их родители, должны одобрить идею и сдать деньги на военную форму, так как шефствовать над патриотическим классом будет общественная организация бывших пограничников «Часовые Родины». Форма будет повседневной, плюс общественная нагрузка в виде участия в различных акциях военно-патриотического клуба при доме-музее В.И. Чапаева и т.д.
У меня сразу возник вопрос, подразумевает ли организация класса патриотической направленности, что в остальных классах в школе, такой направленности нет? Президент России В.В. Путин, в одном из выступлений сказал: «”Любовь к родине, дух искренности и сплоченности – это и есть патриотизм. Он воспитывается, в том числе, на примерах бескорыстия и беззаветной преданности своему делу». Это именно то, чему воспитывали нас в советских школах. Всех, не разделяя, на патриотически направленных и остальных. Тем более непонятно, какая взаимосвязь между чувством патриотизма и ношением детьми военной формы?
Ответ, честно признаться, меня удивил. Военная форма – это потому, что дети из старой школьной уже выросли. Если это желание выделиться, то оно, по-моему, не ничем не оправдано.
Поскольку участие в данном проекте было сугубо добровольным, я сказал, что моя дочь в форме ходить не будет.
Юрий Соломин говорит, что любовь к Родине – это когда ты чувствуешь заботу Родины о себе. В словаре находим определение слову «забота» – комплекс действий, нацеленных на бескорыстное удовлетворение потребностей объекта. Ключевое слово здесь – бескорыстное. В советское время так и было. Школа давала: знания, воспитание, прививала нравственные принципы, трудовые навыки. О нас заботились. Образование было бесплатным, и, не смотря на это – лучшим в мире. Мы до окончания школы не знали, кто такие репетиторы. Наши родители не сдавали деньги на нужды класса и пластиковые окна, а учителя были рады букету цветов в День учителя. Сегодня все иначе. К сожалению.
Позволю себе вновь процитировать Ю. Соломина: «Без культуры нет нации. Как можно было убрать из школьной программы часы литературы и русского языка? Сейчас спохватились, вернули сочинение в экзамены. И вдруг выяснилось, что за эти годы, пока детей натаскивали на ЕГЭ, они разучились письменно формулировать мысли. То есть разучились анализировать, размышлять! Теперь опять что-то пытаются подкорректировать, там добавить, тут убавить. Нельзя так! Нужно один раз, не стесняясь, сказать: «Извините нас! Мы хотели как лучше, а получилось как всегда!» Убрать ЕГЭ. Вернуть экзамены в том виде, в каком они испокон веков существовали в нашей школе. У современных детей спросите: «Вы знаете, где Байкал?» Тебя пошлют… куда подальше. И что возле Красной площади памятник стоит маршалу Жукову, они тоже не знают. Гадают, что это за генерал такой может быть. Когда мы начинаем забывать собственную историю, мы получаем то, что имеем сегодня». Как все-таки прав народный артист!
Не нужно ничего выдумывать с формой и формами. Все уже придумано до нас. Надо просто взять все лучшее, что было в советском образовании, патриотическом воспитании подрастающего поколения, и воплотить это в жизнь.
С. Аристов
На фото: «Бессмертный полк» г. Пугачев 9 мая 2016 г.