Гражданам приходится звонить по 70 раз в отделения ПФР, чтобы получить ответ на вопрос, как оформить «путинские выплаты» на детей в качестве помощи в условиях пандемии коронавируса. Ответа нет.

11 мая, Владимир Путин пообещал очередную финансовую поддержку семьям с детьми. Право на единовременную выплату десяти тысяч рублей получают те семьи, где есть дети от трех до 16 лет. Выплата положена на каждого ребенка. Доход семьи значения не имеет. Заявление можно подать в электронном виде через Госуслуги или через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда.

4536

Несмотря на то, что подать заявление можно до 1 октября, страждущие родители обвалили сайт Госуслуг и Пенсионного фонда прямо в вечер обращения. А штурмовать отделения пенсионного фонда стали на следующее утро.

На штурм!

Из указанных на сайте шести номеров телефонов отделения ПФР в Заводском районе Саратова уже третий оказался свободным.

– Здравствуйте! У меня двое детей от трех до 16 лет. Я хочу получить выплату 10 тысяч рублей. Что мне для этого нужно?

– Не знаю я. Еще нет никаких инструкций, приказов, уведомлений. Наверное, паспорт, свидетельство о рождении и реквизиты счета, куда перечислять деньги.

– А вы меня можете записать на прием?

– Мы никого не записываем. У нас нет инструкций. Я пока ничего не знаю. Я только зашла, а там уже толпа стоит – за деньгами пришли!

Через два часа после телефонного разговора я и сама становлюсь частью живой очереди, хвост которой вываливается из дверей отделения ПФР на улицу. В толпе стоят молодые мамы, немолодые мамы, молодые бабушки, немолодые бабушки, мужики, которые пришли сдавать документы за отчетный период (видимо, предприниматели) и те, кому «только спросить». В масках примерно половина очереди. У части людей «ковидники» сдвинуты на подбородок. Никакой дистанции – каждый следующий дышит в затылок предыдущему. Иногда страждущие объединяются в группки по интересам.

– Здесь очередь за выплатой от трех до 16? Или от трех до семи? – спрашивает седая женщина в бордовой маске.

– До шестнадцати! От трех до семи – это вам в другую дверь надо! – отвечает ей молодая женщина в спортивном костюме (без маски).

– Ой, а меня оттуда сюда отправили! – подхватывается бабка и убегает обратно. Через пять минут возвращается в наши стройные ряды. Похожую историю переживает примерно каждый третий – сходу сложно разобраться, какая дверь какие выплаты обещает.

За углом, с другой стороны здания на Орджоникидзе, 11 находится Центр социального обслуживания. Туда, кстати, тоже стоит очередь. Тоже никакой дистанции. Рядом с очередью носятся дети. 

Люди прибывают. Интересуюсь – зачем вы здесь?  

– Десять тысяч получить хотим.

– Вы по записи? Или записываться? А документы какие нужно?

– Мы не знаем. Мы просто спросить. Нам сказали прийти, мы и пришли.

– А что на сайте?

– А что на сайте? Сайт ПФР «лежит», а Госуслуги пишут – нет такой услуги.

Заныриваю в коридор. Наверху лестницы стоит строгая черноволосая дама в маске. Дама сдерживает толпу – выше первой ступеньки никого не пускает – дальше территория ПФР, там надо соблюдать дистанцию. Дама периодически исчезает, оставляю вместо себя уборщицу – пожилую, усталую женщину в халатике в цветочек и в замурзанной маске. Уборщица сердобольная, к ней пробивается седовласая, очень пожилая дама – без очереди!

Появляется черноволосая и тут же сгоняет бабушку вниз. Потом, опомнившись, приглашает ее сесть на стул в «зале ожидания».

– Вы записываете на подачу заявлений? Может быть, сразу заявления принимаете? – подаю я голос.

– Нет и нет!

– А зачем же мы тут стоим? – удивляюсь я громко. Из толпы на меня громко шикают.

– Погодите, а список документов какой-нибудь есть? А по телефону вы на прием записываете?

– Списка документов нет! Заявление подавайте через Госуслуги!

– Но сайт висит! – ропщет очередь.

– Читайте всю информацию на двери! На внешней двери вся информация вывешена! – повышает голос черная дама. 

Выхожу на улицу и понимаю, почему информация, вывешенная для пущей доступности на входе в Пенсионный фонд совершенно недоступна. Дверь распахнута настежь и для надежности (чтобы не закрывалась) привязана за ручку к стене. Внешнюю сторону двери не видно никому, если только специально туда не заглядывать. К ней и правда пришпилена бумажка с необходимой информацией. О том, как воспользоваться личным кабинетом на Госуслугах и на сайте Пенсионного фонда РФ. Очень «полезная» информация в момент, когда оба ресурса работают через пень колоду, а то и вовсе лежат.

Оставляю бессмысленные попытки прорваться в Пенсионный. Заворачиваю за угол. У дверей Соцзащиты стоит благодушный дяденька с усами – очевидно, сотрудник. И объясняет озадаченным матерям, какие документы надо собрать, чтобы получить пособие на ребенка от трех до семи лет. Со всеми подробностями и соблюдением необходимой дистанции.

– Паспорта родителей, свидетельства о заключении (или расторжении) брака, справка с места жительства, СНИЛС каждого из членов семьи, реквизиты счета в банке, куда будет поступать выплата. Справка о доходах обязательным документом не является, но если вы можете ее получить, то лучше принесите. Мы и сами сможем запросить эти сведения, но это займет время, а значит, выплаты придут позже. Доход учитывается с 1 ноября 2018 года до 31 октября 2019 года – суммируете совокупный семейный доход, делите его на 12 месяцев, а получившуюся сумму на всех членов семьи. Если она меньше 9521 рубля – это прожиточный минимум в Саратовской области – то можете звонить вот по этим телефонам – показывает на распечатку, пришпиленную к двери – и записываться. Учтите, сейчас будет немножко сложно дозвониться. Ажиотаж большой. Но вы все равно звоните, пробуйте. И все получится.

В это время похожая толпа собирается в Энгельсском отделении ПФР (фотографию нам прислали читатели).

В Волжском районе с очередями все чуть проще. Наш внештатный корреспондент и мать четверых детей Надежда Андреева рассказывает:

– Кажется, что эти десять тысяч я могу оформить только лично. У меня не подтверждена регистрация на Госуслугах. Названивала я им сегодня всё утро. Их всех номеров в Волжском управлении живы три. По одному просто ничего не знают, пребывают в шоке и посылают к секретарю. 67 вызовов секретарю – телефон у меня работает в режиме автодозвона. Всё время занято. Но мне удалось пробиться. Дважды. Почему дважды? В первый раз секретарь меня переключила куда-то, где мне ответили, что лично у них в отделе эта программа еще не установлена. «Позвоните по этому номеру, там вам расскажут». В итоге 48 вызовов – или занято, или не берут.

Повторно прорываюсь к секретарю. В этот раз меня переключают на юристов, которые теперь записывают страждущих на прием. Записали мою фамилию, телефон. Сказали, что списка необходимых документов пока нет. Но мне перезвонят в течение двух-трех дней. Или в течение недели. Или уж по-любому (это девушка-юрист так выразилась) до первого октября. И пригласят на прием для подачи заявления. Когда деньги дадут, не сказала.

И что самое интересное – буквально через полчаса мне перезвонила живая девушка и записала меня на подачу заявления на утро четверга.

Ситуация с выплатами такая, что все родительские чаты забиты воплями, возгласами и недоверчивым обсуждением грозящих выплат. Многие возмущаются несознательностью граждан, создающих очереди, когда на дворе пандемия и ковид.

– У кого денег совсем нет, те и побежали, – объясняет кто-то из родителей. – Кушать-то всем охота.

Официальная информация на портале Госуслуг по поводу выплат единовременного пособия пока выглядит так:

Семьи с детьми, рожденными в период с 11.05.2004 по 30.06.2017 года включительно, имеют право на единовременную выплату в размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка. Для этого необходимо подать заявление до 1 октября 2020 года.

Выплата предоставляется гражданам РФ, проживающим в России. У ребенка тоже должно быть гражданство РФ. Если у вас несколько детей от 3 до 16 лет, укажите данные о каждом ребенке.

На детей, которым до 1 июля не исполнится 3 года, предусмотрены ежемесячные выплаты в апреле — июне 2020 года.

Как получить услугу?

Отправьте заявление

Заявление подает один из родителей или усыновителей.

Для заявления нужны данные о ребенке и банковском счете. Приготовьте их заранее, чтобы заполнить все поля и получить выплату.

Вам понадобятся:

Свидетельство о рождении каждого ребенка. Приготовьте документ или сведения из него. Если у ребенка нет свидетельства о рождении, выданного органом ЗАГС Российской Федерации, обратитесь в отделение ПФР или МФЦ лично.

Реквизиты банковского счета. Их можно посмотреть в интернет-банке. Нужен 20-значный номер вашего личного счета, БИК и номер корреспондентского счета.

Внимание! Номер карты, который нанесен на ее поверхность, не совпадает с номером счета и не подходит для перечисления выплаты. В заявлении нужно указывать именно номер банковского счета из 20 знаков.

В заявлении заполните сведения о себе и детях. Если у вас несколько детей от 3 до 16 лет, укажите данные о каждом ребенке. Никаких документов прикладывать не нужно: все данные проверяются автоматически.

Выплата не может осуществляться на счет другого лица — только заявителю. Получение выплаты в отделениях Почты РФ не предусмотрено.

Дождитесь решения по заявлению

Решение по выплате принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней. Уведомление о решении вы сможете получить в личном кабинете портала Госуслуг.

Основаниями для полного или частичного отказа в назначении выплаты могут быть:

отсутствие права на выплату в связи с несоответствием возраста ребенка;

лишение или ограничение родительских прав в отношении ребенка;

смерть ребенка, на которого подается заявление о ежемесячной выплате;

недостоверные сведения в заявлении.

Получите выплату

Единовременная выплата поступит на банковский счет, указанный в заявлении. Перечисление выплат начнётся с 1 июня 2020 года. 

С сегодняшнего дня – 13 мая – на главной странице сайта Госуслуги появились две ссылки на оба “коронавирусных” детских пособия: для семей, где есть дети от рождения до трех лет, и для семей, в которых есть дети от трех до 16 лет (те самые пресловутые десять тысяч). По логике ссылка на пособие в 10 тысяч рублей должна вести на всю необходимую информацию и электронную форму заявления. Но пока ведет только на пустую страницу. Видимо, слишком много пользователей сразу хотят туда попасть.

Анна Мухина, fn-volga.ru