В советские годы по деревням и селам курсировали сотни городских перекупов и за копейки скупали у воспитанных в духе атеизма колхозников  иконы, до этого хранимые несколькими поколениями их предков-крестьян.  Были нередки случаи когда «охотники за досками» входили в доверие к верующим бабушкам и обманом завладевали древними образами. В редких случаях, ради наживы шли на грабежи и кражи.  Закончилось это тем, что сейчас на  селе   практически   не   осталось  настоящих старинных  икон. В лучшем случае — литографии начала XX века, обрамленные жестяными окладами.

В середине девяностых годов в Пугачеве у одной из жительниц чудом сохранилась икона 18 века, доставшаяся в наследство от прабабки. Икона была в красивом золоченом окладе, отделанном бархатом. Дважды сожитель хозяйки хотел продать икону, а вырученные деньги пропить. Женщина от греха подальше отдала икону на хранение соседке. На беду сын соседки тоже страдал запоями и однажды продал икону за бутылку водки. Когда пропажи хватились, в Пугачеве иконы уже не было. След вел в Самару, а оттуда в Питер. Там след пугачевской иконы потерялся навсегда. Где теперь икона, какова ее судьба? Вполне возможно она украшает коллекцию  какого-то питерского антиквара или находится в загородном доме богача. Но, скорее всего, торговцы иконами, переправили ее за границу. Там русская старина ценится очень высоко.

Санкт-Петербург был и остается перевалочным пунктом на пути переправки за рубеж произведений искусства и антиквариата. Технология контрабанды проста. На ценную икону клеится холст, на него специалист наносит новый рисунок. Затем такая вещь показывается эксперту при таможне. За определенную плату тот выдает документ, что данная икона является «новоделом» и не представляет культурной и исторической ценности.

Если исходить из  количества  храмов, бывших в России до 1924  года, и считать, что в каждом из них хранилось сто  икон, то, будучи поставлены вплотную одна к другой, как книги, эти иконы образовали бы линию в 300 километров. Сегодня она сократилась до шести километров.

С. Ахмаков