Когда в зале звучит кларнет, музыка уносит в такие дали, что эти впечатления не забудутся никогда. Имея разные тембры, кларнет просто волшебно передает человеческий голос и даже ярко выраженный смех. Кажется, что кто-то говорит с тобой, жалуясь или плача, ликуя или вздыхая. Далеко не каждый может овладеть техникой игры на кларнете, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а также уверенные базовые знания в музыкальной области. У Владимира Шаталова с этим всё было в порядке.
Владимир воспитывался в музыкальной семье: мама, Наталья Евгеньевна, учитель музыки в СОШ № 13, папа, Владимир Анатольевич, преподаватель физики в Пугачёвском гидромелиоративном техникуме и руководитель студенческого вокально-инструментального ансамбля, а также аккомпаниатор в ДК. Он часто брал сына на репетиции, и мальчишке очень нравилась сама атмосфера, дух творчества. Он даже решил научиться играть на гитаре, но дальше простеньких песен не пошло. Учился он во второй школе, а так как классным руководителем была Л.В. Чурикова, замдиректора по УВР, то, разумеется, весь класс был постоянным участником художественной самодеятельности. Тогда ещё работал Дом пионеров, и Володя рисовал акварелью в изостудии, ходил на фотокружок, а как-то поднялся на второй этаж – там играл духовой оркестр. Зашёл, постоял, послушал. Учитель музыки В.Н. Фадеев заметил его интерес: «Будешь ходить?» – «Давайте». Попробовал поиграть на барабане, на других инструментах и остановился на кларнете.
После закрытия Дома пионеров отделение духовых и ударных инструментов открыли в музыкальной школе, там он и продолжал своё обучение на кларнете, получил диплом, а после 11 класса поступил в Саратовское областное училище искусств по классу кларнета. Правда, чтобы туда поступить, год пришлось ездить на занятия к профессору А.А. Урусову раз в две недели, слишком различались школы игры на кларнете в Пугачёве и Саратове. После двух лет занятий у Урусова перешёл к другому педагогу – заслуженному артисту России В.Д. Каминскому. Вот тогда и появилось серьёзное отношение к музыке, пришло желание сделать её своей профессией. Получил диплом в 2003 году, нужно было поступать в консерваторию, но пришло время службы в Армии. В училище предложили совместить службу с музыкой – пойти в военный оркестр. Шаталов согласился и не пожалел.
Перед Новым годом его призвали в ряды Вооружённых сил России, и прямо со сборного пункта новобранца забрали в Москву, в Первый отдельный образцово-показательный духовой оркестр Министерства обороны России. Встретился с дирижёром, его прослушали и приняли в оркестр. Выдали форму – началась срочная служба и одновременно вхождение в большую музыку. Исполняли симфонии, марши – серьёзные вещи. Шли конкурсы духовых инструментов. Оркестр принимал участие в серьёзных мероприятиях на государственном уровне – это и инаугурация Президента, и праздничные концерты в Кремлёвском дворце, и парад на Красной площади в День Победы. Родные и близкие говорили, что всегда на экранах телевизоров во время показа таких мероприятий ищут его среди музыкантов. Окончилась срочная служба, остался служить по контракту. Играли на всех ведущих музыкальных площадках Москвы, в том числе в Большом зале Московской консерватории, на Красной площади, где ежегодно проходит фестиваль «Спасская башня» — захватывающее дух музыкально-театрализованное представление. С оркестром он облетел весь мир – побывал на фестивалях военных духовых оркестров в Хабаровске, на Сахалине, в Пекине, Австрии, Германии, Франции, Северной Корее. Участвовал в записи Гимна России с ансамблем песни и пляски им. А.В. Александрова. Выступления в одном коллективе с заслуженными артистами, преподавателями музыкальных вузов вызывали гордость и одновременно обязывали к серьёзной работе над техникой игры.
В 2010 году в оркестр пришла новая саксофонистка – Александра, лауреат международного конкурса в Италии. У них было много общего, стали общаться и решили не расставаться, за полтора года до окончания контракта Владимира они поженились. На плечи молодого супруга легли заботы о жене и будущем ребёнке: Александре трудно было добираться до работы, приходилось вставать в 5 часов утра. Решили контракт не продлевать, ехать к её родителям в Челябинск. Мама Владимира, конечно, переживала, говорила, что он упускает возможность заработать военную пенсию. Но чего не сделаешь ради любимой! В Челябинске родилась дочь Полина, потом Маша. Решил заняться школьной и детской фотографией, это давало неплохой заработок.
В Пугачёв Владимир приехал по приглашению от школ сделать фотосессии, но пандемия спутала планы. Застрял до окончания вынужденных каникул. С.В. Грошев пригласил его как кларнетиста поехать с ансамблем народных инструментов от городского Дома культуры на II Всероссийский конкурс народного искусства в г. Саратове – откликнулся с радостью, в это время он играл в духовом оркестре. Предложили работу в клубе «Железнодорожный» – заведующим виртуальным концертным залом. Почему бы и нет? Работа нравилась. Когда Владимир Владимирович смотрел на экран, узнавал лица тех, с кем работал 10 лет, узнавал залы филармонии и консерватории. С энтузиазмом занялся документацией, оформлением, к тому же в клубе появился ансамбль «Интро», но весной уволился.
Старшая дочь Шаталовых, Полина, тоже тянется к искусствам – занимается в изостудии, увлекается бальными и современными танцами. Младшая, Машенька, любит ходить на концерты, увлечённо поёт. Подрастают новые служители муз. Отец рад: искусство даёт всестороннее развитие, воспитывает духовную личность.
Л. Шепелева