Приметой нового времени, в котором мы живём вот уже 28 лет, является слепое следование якобы христианским традициям. Для сомнения в таком утверждении есть веские основания. И читатели, надеюсь, это понимают. Разве мы наблюдаем в нынешних реалиях жизни большой рост числа верующих, несмотря на строительство и восстановление церквей и монастырей? Несмотря на религиозную пропаганду и пример наших правителей, которые в церковные праздники усердно осеняют себя крестами. Внешние проявления «религиозности» не значат, что человек на самом деле верит в Царствие Божие. Истинно верующий человек не будет совершать, говоря простым языком, плохих поступков. А с таковыми в новой жизни мы встречаемся на каждом шагу.
К чему такая преамбула? Да вот к чему. Каждый год к пасхальным празднествам в нашем городе, как, впрочем, и в других российских городах население проводит уборку на кладбищах. Каждая семья считает своим долгом прийти к родным могилам. Убирается листва, поправляются, красятся, если того требует, ограды, ставятся памятники и т.д. Хорошее дело. В советское время такая традиция тоже существовала. Более того в 60-е годы прошлого века на кладбище по ул. Горького был водопровод для того, чтобы родственники умерших могли на могилах сажать живые цветы и поливать их, а не украшать искусственными, как это делается сейчас. Кладбище охранялось. Внутри него недалеко от полуразрушенной колокольни стоял дом сторожа. К нему вела дорога, по которой могла проехать машина с гробом покойника. К 80-м годам кладбище уже, что называется, заселилось так, что вскоре встал вопрос о его закрытии. В конце – концов, такое решение властью было принято, тем более, что было расчищено место на стародавнем кладбище на ул. Л. Толстого. А вскоре и это место захоронения заполнилось до отказа.
Город разрастался, строился. Новое поколение нарождалось, старое уходило в мир иной. К слову, рождаемость в нашем городе в советское время превышала смертность. Перед исполнительной властью опять возникла проблема выделения нового места для захоронения. Новое кладбище было открыто за городом по дороге на посёлок Тургеневский. Впоследствии оно получило название «Дмитровское».
Беда пришла с наступлением 90-х годов прошлого века. Слом системы социализма повлёк за собой вначале быстрый уход из жизни ветеранов Великой Отечественной войны, то есть тех, кто защищал страну от фашистских захватчиков. А потом стал косить и других, поскольку общество вступило в полосу разрастающегося криминала, развала производств, разнузданной приватизации. Наступила полоса запустения и разгрома всего и вся. На кладбище по ул. Горького оголтелые молодчики рушили памятники, воровали ограды и сдавали в металлолом. Водопровод вырыли и тоже сдали на металл. Они ли или кто-то другой. Дом сторожа сгорел, поскольку уже стоял пустой, бесхозный и служил пристанищем бомжей. Это было, было. Но как говорится старое разрушить легко, а создать новое гораздо труднее. И проблема не в том, что со временем воровать с кладбищ перестали, а в том, как люди стали относиться к этой тонкой сфере человеческого ухода и сохранения памяти об умерших. Разве можно было представить в советское время, что сфера погребения станет коммерческой и повлечет за собой коррупционную составляющую, когда в неё будут втянуты и медицина и полиция.
В таких муниципальных городах, как Пугачёв, говорят, всё на виду. Но разве может общество всё знать? А вот то, что лежит на поверхности, видно и общеизвестно. Город вымирает – это факт. И уже не одно предприятие занимается похоронным бизнесом и преуспевает. Кладбища разрастаются. И, к сожалению, на них разрастаются кучи мусора. На ул. Горького, которое красиво назвали «Поклонным» с каждым годом мусор вырастает в терриконы. Многие горожане, убирая захоронения родственников, не выносят мусор за ограду, а забрасывают им не убранные, заросшие могилы, или складируют мусор рядом, но подальше от могилы своего родственника. Подобное поведение граждан не может вызывать оправдание. И никак не соотносится с Царствием Божием внутри нас. Удивляет и позиция муниципальной власти. Прибили табличку с перечнем запретов, а дальше, хоть трава не расти. Некоторые просто смех вызывают. Например, запрещается передвигаться по территории кладбища на велосипедах, мопедах, мотороллерах мотоциклах, автомобилях. Это на «Поклонном» кладбище, где уже человеку пройти нельзя между могилами, яблоку упасть негде. Вот, что значит тупое переписывание свода правил. А рядом прейскурант «Ритуала» на захоронение, где прописаны цены по каждому пункту услуг. Бес кроется в деталях. Вот, что значит коммерция.
Конечно, организовать работу по очищению кладбища от упавших деревьев, многолетних мусорных завалов – задача нелегкая. И в деньги упирается, и в отношения с теми же предпринимателями, занимающимися похоронным бизнесом, депутатами, церковью, с множеством других людей и структур. Но делать- то надо. Ведь сумели же на большой территории заброшенного когда-то монастыря в МОПРе возродить обитель сегодняшнего дня. А кладбища разве менее святое место?
Т. Балалаева