Один из первых героев Советского Союза, открыватель воздушных линий Сибири и Дальневосточного Севера, родился в 1903 году в селе Каменка Пугачевского района Саратовской области. Учился в школах села Берёзова и города Балакова. В 1920 году добровольно пошел в Красную армию. В 1925 году с отличием окончил авиашколу морских летчиков Севастополя и продолжил службу в морской авиации Черноморского флота. В его выпускной характеристике было записано: «…годен к полетам как инструктор, разведчик, истребитель и пилот тяжелых самолетов».

После демобилизации Доронин работал в Московском отделении общества «Добролет» гражданской авиации. В июне-октябре 1930 года он вместе с известным полярным летчиком Борисом Чухновским проводит ледовую разведку в Арктике и оказывает помощь в проводке судов Карской экспедиции. В декабре 1930 года пилот Иван Доронин по личной просьбе переводится из столицы в Иркутск и начинает полеты на сложнейших авиалиниях в Якутск и Бодайбо.

Во второй половине 1934 года Ивану Доронину поручили выполнить полет из Иркутска в Якутск и далее по маршруту – поселок Среднекан на реке Колыме. Ранее попытки других летчиков выполнить этот перелет не удались из-за сложных метеоусловий. Доронин первым установил воздушный мост между столицей Якутии и поселком золотодобытчиков.

Известный исследователь воздушных линий Семен Корф говорил о Доронине: «…крепкий, как дуб». Именно богатырское здоровье помогало летчику выполнять сложнейшие полеты. И надо отметить, он не щадил себя, когда товарищам требовалась помощь.

Над горной тундрой

13 февраля 1934 года в Чукотском море Северного Ледовитого океана затонул пароход «Челюскин», более 100 человек высадились на лед. Узнав об этом, Иван Доронин сразу загорелся желанием помочь челюскинцам – он понимал, что спасти этих людей могут только летчики… Из Иркутска в Хабаровск пилоты Виктор Галышев и Иван Доронин прибыли на поезде, вместе с разобранными самолетами. В месте назначения иркутские авиаторы сгружали воздушные суда с платформ и сразу их собирали. Бывший моторист иркутского гидроаэропорта Павел Шергин вспоминал: «…пурга не унималась. Сейчас трудно себе представить, как в такую погоду можно было собирать самолеты. За несколько шагов ничего не было видно. Но все же мы работали споро… Мы все, знавшие близко Доронина, Галышева, Молокова и бортмехаников Савина, Федотова, не могли не верить, что дело кончится успешно».

Несмотря на сложнейшие метеоусловия, мужественные авиаторы упорно пробивались к цели. В Анадыре, чтобы вдвое сократить время полета до поселка Ванкарем (центр спасательных работ на берегу Чукотского моря), пилоты Иван Доронин и Михаил Водопьянов приняли рискованное решение – следовать напрямую над Анадырским плоскогорьем горной тундры, а не вдоль побережья Чукотского полуострова. Следовавшие впереди летчики группы Николая Каманина не рискнули лететь напрямую. Они понимали, что в случае вынужденной посадки самолет наверняка разобьется, а экипаж погибнет. Но смелый Иван Доронин первым совершил полет над ледяными пиками гор.

Перелет продолжался 25 дней. Иван Доронин оказался в числе семи из 18 летчиков, вылетевших на помощь к челюскинцам, кто сумел добраться до лагеря Шмидта. Он вывез несколько человек со льда Арктики. 12 апреля 1934 года, в предпоследний день полетов, на самолете Доронина при разбеге подломилось шасси. Выручила смекалка – трубчатая стойка шасси была соединена с помощью куска обычного лома. Облегчив самолет и взяв только двух пассажиров, пилот взлетел. Но стойка снова не выдержала, и лыжа повисла в воздухе. В Ванкареме пилот мастерски посадил самолет с креном на одну лыжу.

Герой Советского Союза

13 апреля все челюскинцы были спасены. 16 апреля 1934 года в нашей стране было учреждено звание Героя Советского Союза – высшая степень отличия за заслуги перед государством. 20 апреля иркутский пилот Иван Доронин был удостоен этого высокого звания. Ему еще не исполнился 31 год.

…Из Владивостока в Москву летчики и челюскинцы ехали специальным поездом. По просьбе Доронина и Галышева правительство разрешило им 14 июня 1934 года сделать остановку в Иркутске на полтора часа. На площади перед вокзалом состоялся многотысячный митинг. Принимая поздравления земляков, Иван Доронин улыбался и скромно говорил: «Каждый советский летчик, будь он на моем месте, сделал бы то же самое».

В этот же день, 14 июня, Иркутский городской Совет депутатов трудящихся принял постановление:

«Отмечая исключительные заслуги перед СССР летчика Восточно-Сибирского краевого гражданского Воздухофлота Героя Советского Союза тов. Доронина, принявшего непосредственное участие с другими летчиками… в спасении челюскинцев, горсовет постановляет: присвоить средней школе № 4 имя Героя Советского Союза пилота Доронина И.В. Переименовать улицу Дегтевскую в улицу имени Доронина. Поручить горкомхозу в соответствии с этим разработать конкретный план благоустройства улицы».

После окончания операции по спасению челюскинцев в стране пели песню, в которой были фамилии иркутских пилотов: «… Там был Михаил Водопьянов, Доронин, Каманин, Слепнев».

2 июня 1934 года Иван Доронин был назначен командиром первого звена, образованного в Иркутске гидроавиаотряда № 11. 7 января 1935 года он был зачислен слушателем воздушно-технического факультета Военно-воздушной инженерной академии РККА им. Жуковского. Был членом ЦИК СССР и Совета по гражданской авиации. Затем работал летчиком-испытателем, начальником испытательной станции авиазавода, дал путевку в жизнь многим новым самолетам и внес большой вклад в развитие отечественной авиации. В 1947 году полковник Иван Васильевич Доронин по болезни ушел в отставку. Замечательный летчик умер в 1951 году, он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

P.S. Изучая историю иркутской авиации, невольно задаешься вопросом: почему в Иркутске нет улиц с именами первопроходцев сибирских авиалиний, знаменитых летчиков, внесших особый вклад в историю города? Почему названная именем Доронина улица была переименована в Российскую? Что напоминает горожанам, и в первую очередь нашей молодежи, о подвигах летчиков при спасении челюскинцев?

Анатолий Фатин, бывший старший штурман одного из иркутских авиаотрядов

Вам на заметку:

Едете на черной море, но негде остановиться? Жилье в Витязево вы легко сможете найти по прибытия, но чтобы не суетиться, рекомендуем вам договориться заранее.