Семен Осипович Локтев, один из выдающихся граждан города Николаевска, жил более века назад. Родился он в 1837 году в деревне Поткино Владимирской губернии.
Вскоре семья переехала в колонию немцев Поволжья, в Екатериненштадт (сегодня это Маркс), а уже оттуда в Николаевск. Возможно, здесь был прибыльнее торговый промысел, которым занимались Локтевы, возможно, в Екатериненштадте им не понравилось окружение и стиль жизни.
Семен Осипович женился в 18 лет по любви. Через три года он вышел с небольшой долей из отцовского дела и начал хозяйствовать самостоятельно. Энергия, масштабность и природный ум позволили молодому купцу быстро расширить дело и стать на виду у провинциального города. По времени Семен Осипович захватил дореформенную модель самоуправления. В уезде правил городничий со своим полицейским аппаратом и средневекового образца ратуша во главе с бургомистром.
Но в 1864 году началась эпоха земства. С этой поры и до своей смерти купец Локтев состоял депутатом, или, как тогда называли, гласным городской Николаевской думы. Он избирался депутатом уездного и губернского земских собраний, имел множество общественных поручений, связанных с развитием образования и духовным воспитанием граждан Николаевска. Таким образом, Семен Осипович был в центре политической жизни города, влиял на многие процессы, которые способствовали укреплению уездного центра.
В то время городского главу избирали не на пятилетний срок, как сейчас, а на трехлетний. Локтев верой и правдой отслужил Николаевску, возглавляя самоуправление 12 лет, то есть четыре трехлетних срока.
Семен Осипович боролся с бедностью. С одной стороны способствовал созданию в Николаевске ремесел и промыслов, с другой – занимался благотворительностью. Подарки неимущие получали не только по праздникам. Семен Осипович все свое жалованье городского главы, а это 1200 рублей, отдавал обездоленным людям. Сегодня трудно представить местных руководителей и богатых людей, способных на такое великодушие.

151

О благородстве Семена Осиповича Локтева свидетельствует и такой факт. У него с женой не было детей. Супружеская чета взяла на воспитание пятилетнего сироту. Глава семьи дал ему образование, поставил, как говорится, на ноги, выделил приемному сыну торговое дело. Существует версия, что это был не приемный, а родной, внебрачный сын Семена Осиповича. Есть люди, которые утверждают, что являются потомками столь известного в прошлом гражданина Николаевска. Они ухаживают за могилой Локтева на Поклонном кладбище, но, сколько бы я ни просил о встрече, у потомков всегда находился предлог отложить разговор.
Семен Осипович был религиозным человеком. Он четверть века состоял старостой Иоано — Предтеченской соборной церкви. Но главное дело жизни, которое навсегда оставило Локтева в истории Николаевска и Пугачева, явилось строительство Воскресенского храма. Удивительно, возведение столь величественного сооружения началось без какой -либо предварительной подготовки. Был только великолепный проект. Предположительно, его выполнил знаменитый саратовский архитектор Алексей Маркович Салько. Но документов, подтверждающих авторство, нет.
Кроме проекта, имелось еще 400 рублей общественных средств. Николаевск был небогат. Казалось, городу не под силу такое грандиозное строительство. Так думали многие, в том числе самарский архипастырь Герасим. Oн сомневался в благополучном исходе предприятия и удивлялся решимости Локтева начать работы почти без всяких средств. Тем не менее архипастырь благословил дело. Он уступил настойчивым просьбам Семена Осиповича, но при этом, как свидетельствуют «Самарские Епархиальные ведомости» сказал, обращаясь к городскому главе:
– Смотрите! Много вам предстоит неприятностей и огорчений. Будут вам подставлять ногу, рыть ямы, и, если вы на все это не будете обращать внимания, между попечителями будут царить мир и согласие, то это одно составит половину дела.
Напутствие Владыки Локтев вспоминал в тяжкие минуты неудач. В благословении архипастыря черпал силу, следовал их житейской мудрости до конца своих дней.
Незадолго до закладки собора в Николаевск приехал крестьянин, скорее из Каменки или Варваровки, поскольку там разрабатывали известняк, и привез на телеге бут для фундамента.
– Где здесь будет новый храм? — спросил он первого встречного. Тот указал дорогу. Крестьянин приехал на место, свалил бут и отбыл восвояси. Это было первое пожертвование на строительство Воскресенского собора. Затем последовали другие. Вскоре камень для фундамента был завезен, и Семен Осипович начал земляные работы.
Локтев строил храм и колокольню 20 лет. Он ежедневно посещал объект, руководил производством, следил за качеством. Если что-то не ладилось, он бросал все остальные дела и занимался только строительством. Сначала это вызывало недовольство семьи, но потом домашние смирились: что делать, если такой характер?
Семену Осиповичу не хватило жизни, чтобы достроить храм. Он умер рано, в 57 лет, от рака. Но даже когда слег в постель, находил силы и дважды побывал в новом соборе. Локтев осматривал его, оценивал производство работ, давал дельные советы, восхищая людей выдержкой, умом, ответственностью, знаниями.
Несомненно, Семен Осипович был мужественным человеком. Болезнь приносила страдания, но никто не услышал жалоб, стонов, ропота. Локтев только сожалел, что не смог достроить храм.
Похороны Семена Осиповича собрали огромное количество народа. Проститься с замечательным человеком пришли жители Николаевска, сел уезда. В их числе были и старообрядцы. Расхождение в вере, в идеологии никогда не мешают высоким чувствам: дружбе, любви, уважению.
Не стало Семена Осиповича, и работы на строительстве храма прекратились на четыре года. Николаевск потерял лидера, организатора, наставника, любимца, почетного гражданина.
В 1899 году председателем церковного попечительства был избран священник Владимир Иванович Парадоксов. Вот он за полгода и завершил дело Локтева. Были пожертвования, в том числе значительные от вдовы Семена Осиповича. Воскресенский храм был освящен 12 сентября 1899 года.
Семен Осипович Локтев построил великолепный храм. Потомки должны помнить имя этого благородного деятельного человека. Прошло время, наступила другая эпоха. Была объявлена война вере, и в этой войне погибли многие культовые сооружения, в том числе и колокольня Воскресенского храма. Но сам собор остался – величественный, с золотыми куполами.

П. РУСЯЕВ