Не случайно говорят, что большое видится на расстоянии. Казалось бы, министр здравоохранения Саратовской области Наталья Мазина и ее замы регулярно отчитываются об успешности реализации на территории области нацпроекта “Здравоохранение”, о тех внушительных суммах, которые выделяются на его мероприятия и оперативно тут же осваиваются. С другой стороны, когда тема нацпроектов, а главное – “рисков недостижения показателей и невыполнения отдельных мероприятий” была поднята на недавнем совещании с участием полномочного представителя президента РФ в ПФО Игоря Комарова, то полпред отметил сразу: “Больше всего мы их (те самые риски – ОМвидим на реализации нацпроекта “Здравоохранение”. Так кто же прав больше?

764
Н. Мазина

Обратимся к статистике и данным Росстата. За январь-сентябрь уходящего года общая естественная убыль в регионе по сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросла на 12,2%. Смертность снизилась до уровня в 13,8 на 1000 населения (то есть всего на 1,4%) – при том, что и в среднем по ПФО и по стране этот показатель заметно ниже (13 и 12,3 соответственно). Да, даже от собственного целевого показателя (13,3) мы здесь отстаем. И все это на фоне “рухнувшей” (сразу на 8,8%) по итогам года рождаемости (по этому показателю, к слову, Саратовская область сейчас занимает 12 место из 14 по ПФО и 76 по стране).

Дальше цифры еще выразительнее. По итогам 9 месяцев года, на 21% выросла смертность от болезней органов пищеварительной системы (а среди лиц трудоспособного возраста – на все 23,6%), на 20% – от заболеваний эндокринной системы, на 16% – от онкозаболеваний. К слову, именно на рисках недостижения показателей по числу умерших от онкопатологии отдельно останавливался на декабрьском совещании в Саратове и полпред Игорь Комаров – после чего обсуждение вопроса почему-то перешло в закрытый режим.
Теоретически исключением здесь может считаться смертность от сердечно-сосудистых патологий, о снижении которой периодически отчитывается региональный минздрав. Снижение и правда есть. Вот только его параметры очень скромны – всего 4,7% до 705,6 (при плановом показателе в 669,2) на 100 тысяч населения – и полностью “растворяются” в общей безрадостной картине, особо на нее не влияя.

И вовсе не обязательно здесь быть специалистом, чтобы понять, что в подобных тревожных случаях, первые вопросы всегда задаются системе диагностики, ее своевременности и доступности, обеспеченности диагностическим оборудованием поликлиник, амбулаторий, ФАПов – то есть тех медучреждений, которые первыми контактируют с пациентами и потому называются “первичным звеном”. И вот тут-то как раз начинается самое интересное.

На том самом “полузакрытом” совещании с участием полпреда Игоря Комарова, о котором мы говорили выше, помимо прочего было озвучено, что Саратовская область пока смогла освоить лишь половину средств по программе “Онкология”. Да и вообще, оказывается, есть серьезные вопросы к оснащенности поликлиник и районных больниц по программе оказания первичной медико-санитарной помощи…

Впрочем, даже если, оценивая эту ситуацию изнутри, сопоставить лишь ту информацию, которая выходила в СМИ, многие вопросы отпадают сразу (правда, тут же возникают другие – и все больше к правоохранительным органам).

В июле в Саратове следственный комитет возбудил уголовное дело по факту обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных медицинских изделий (ст. 238.1 УК РФ). Речь шла об аппаратах УЗИ, которые были в 2018-2019 годах поставлены ООО “СМС Технологии” (директор Олег Сипягин) в детские поликлиники Саратова, Энгельса и Балаково по госконтракту. Оказалось, что маркировка датчиков этих аппаратов не совпадала с данным по ним на мониторе, а сами модели датчиков даже не были зарегистрированы в государственном реестре. До настоящего времени это оборудование опечатано и просто пылится в углу.
После чего пошли разговоры о возможном сговоре представителей “СМС Технологий” и регионального минздрава во главе с министром Натальей Мазиной. Тем более, что в ноябре возбудили дело в отношении “неустановленных лиц” министерства по ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями). И, по версии следователей, злоупотребляли чиновники как раз при поставках дорогостоящего диагностического (и не только) оборудования в рамках нацпроектов.

За год до того, в июле-августе 2018 года состоялось несколько аукционов на поставку функциональных кроватей для паллиативных больных в городскую клиническую больницу №1 Саратова (на тот момент главврачом был Игорь Салов, теперь – депутат облдумы Евгений Ковалев) и саратовскую областную клиническую больницу (главврач – экс-министр здравоохранения Владимир Шульдяков). Согласно сайту Госзакупок, в ходе торгов их реальная стоимость оказалась сниженной в 2 -2,7 раза (с 19 млн до 9 и 7 млн). Несмотря на явную странность такого внушительного “демпинга” это никого не заинтересовало (как, похоже, и “профпригодность” самих кроватей) и контракты были заключены.
Равно как никто из кураторов-чиновников подчеркнуто не обратил внимания на закупку в октябре 2019 года той же ОКБ во главе с экс-министром Шульдяковым “золотого” томографа за сумму, почти в два раза превышающую стоимость аналогичных аппаратов в больницах Москвы, Калининграда, Адыгеи, да и других саратовских больниц.
И это мы еще не касались “нехорошего” вопроса, хватает ли у тех самых поликлиник и больниц средств, чтобы содержать хорошее или плохое, но доставшееся им оборудование, поддерживать его в рабочем состоянии…

В целом же, согласитесь, все перечисленное (а сколько еще осталось “за кадром”), на самом деле вполне выстраивается в систему. Только совсем не ту, которая могла бы говорить о эффективной реализации в Саратовской области нацпроектов и госпрограмм, о контроле минздрава за эффективным освоением и расходованием бюджетных средств, а скорее прямо противоположную. И кто в таком случае будет думать о том, получит ли квалифицированную диагностику и медицинскую помощь конкретный больной в конкретной больнице или поликлинике? Ответ напрашивается сам собой.

om-saratov.ru