В гостях у «Пугачевского времени» директор школы искусств Наталья Юрьевна Балашова

234

– Пугачевской школе искусств исполнилось 60 лет, а с чего все начиналось?
– В 1954 году в Пугачеве была организована детская музыкальная школа. Ее первым директором стал В.А. Глейзер. С 1955 по 1987 года школу возглавлял А. В. Вахнин. В те годы было всего два отделения – фортепьянное и народное. Занятия проходили в нескольких кабинетах в здании вечерней школы. В 1965 году музыкальная школа переехала в здание нынешней налоговой полиции. Лишь в 1990 году у школы появился новый адрес, по которому она расположена и поныне.
– В 2014 Детская школа искусств стала лауреатом всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей – 2014», по итогам 2013 года школа получила золотую медаль «100 лучших школ России». В Пугачеве талантливые дети или талантливые педагоги?
– Талант состоит из каждодневного, порой тяжелого труда, который необходим для того, чтобы о человеке сказали: «У него талант». Наши педагоги и дети – великие труженики, поэтому и достигают определенных вершин. Большую роль тут играет и позиция родителей. Если они настраивают ребенка на занятия, а не потакают сиюминутным прихотям или лени, то успех обеспечен.
– На одном из районных Собраний звучало предложение присвоить школе искусств имя основателя пугачевской студии изобразительного искусства А.И. Мешкова. Идея так и повисла воздухе. Как вы к ней относитесь и что мешает воплотить ее в жизнь?
– Мешков был замечательным педагогом, но к школе искусств он не имеет никого отношения.
– В школе действует три отделения – инструментальное, художественное, общеэстетическое. Вы не думали над тем, чтобы увеличить территорию искусств. Скажем, образовать хореографическое отделение или отделение сольного пения.
– Несколько лет назад было открыто отделение хореографии. Преподавала у нас К. Б. Буланова, балерина, выпускница Кемеровского хореографического училища. Мы оборудовали зеркальный зал, станки для маленьких танцовщиц. К сожалению, Ксения Борисовна была вынуждена уехать из Пугачева. Она супруга офицера. Педагогов подобного уровня в Пугачеве нет. Понимаете, школа искусств – это не танцевальный кружок. Здесь требования и мастерство другого уровня. Об отделении сольного пения говорить можно там, где занимаются юноши и девушки от 18 лет. Именно тогда нужно и можно совершенствовать сольное пение, а тем, кто младше, лучше с точки зрения развития навыков и постановки голоса и слуха заниматься на отделении хорового пения. Такое у нас есть.
– Какое участие школа принимает в культурной жизни города? Часто ли учеников школы приглашают на какие-то массовые мероприятия в качестве артистов?
– Детскую школу искусств можно назвать центром культурной жизни города. Наши дети – постоянные участники всех концертных мероприятий города. Наибольший восторг у зрителей всегда вызывает мастерство ребят, которые занимаются на духовом отделении. На хоровом отделении существует образцовый художественный коллектив – хор «Вдохновение». Здесь исполнение классических произведений, у которых всегда достаточно поклонников.
– Созданный Вами камерный хор является одним из главных явлений культурной жизни города. Но исполнительское мастерство может превратиться только в легенду, если не оставить профессиональную запись на цифровом носителе. Что мешает оставить для будущего Пугачева восхитительное хоровое звучание?
– Этот год станет юбилейным для камерного хора. Ему исполнится двадцать лет. Практически весь коллектив здесь со дня основания. К юбилею мы планируем поездку на профессиональную студию звукозаписи в Саратов или Балаково.
– Когда последний раз в здании школы был ремонт? Хватает ли рабочей площади для школы, есть ли проблемы финансирования?
– Обучение в школе платное, двести рублей в месяц с ученика, поэтому мы сами зарабатываем деньги на ремонт, мебель, инструменты. На все сразу не хватает. Поэтому мы по мере накоплений коллективом решаем, что нужно сделать в первую очередь. В этом году завершен почти двадцатилетний ремонт – заменена крыша, полностью переоборудованы классы, зал. В школе 430 ребят, занятия начинаются во второй половине дня, поэтому, конечно, есть проблемы с помещениями. Мы нашли выход. Педагоги сами выезжают в школы, где есть наши ученики, и занимаются там. Например, педагоги фортепьянного отделения ведут занятия в ЦРТДЮ, поэтому ребята из Северо-Западного микрорайона тоже имеют возможность учиться в школе искусств. Показательные выступления, экзамены, конечно, проходят в здании самой школы На базе детского сада №5 уже несколько лет идут занятия подготовительной группы малышей.
– По-вашему, обучение в школе искусств, помимо знаний, оказывает какое-либо влияние на формирование характера ребёнка, его мироощущение?
– Конечно. Замечено, что наши ученики более собранны, они умеют планировать свое время, все хорошо учатся в общеобразовательной школе. Ребята более развиты, эрудированны, им не бывает скучно.
– Вы отслеживаете судьбы ваших выпускников? Многие ли из них связывают профессию с искусством?
– Среди наших преподавателей более половины выпускников школы. Конечно, многие из выпускников поступают в училища искусств, а кто-то уже после в консерваторию. Ну, а те, кто закончил школу искусств и выбрал другую профессию, остаются духовно богатыми людьми и уже взрослыми с благодарностью вспоминают своих преподавателей. В этом году трое наших выпускников будут поступать в художественное училище.
– Сейчас много говорят о том, что школьники мало читают. Можно ли такое сказать о ваших воспитанниках?
– Тенденция времени. Как это ни печально, но наши ученики тоже мало читают. Я вижу тут вину родителей. Они не научили детей любить книги, проводить с книгой досуг, искать в книге ответы на волнующие их вопросы. Учить технике чтения нужно с шести – семи лет, а вот читать книги ребенку ежедневно необходимо уже с пяти – шести месяцев. Если время упущено, то позже интереса к книге у ребенка может и не возникнуть.
– Что является главной добродетелью в жизни?
– Доброта.
– Наталья Юрьевна, как Вы отдыхаете?
– Люблю активный отдых. Зимой каждые выходные – лыжи, летом – плавание. Вечера провожу с книгой.
– Педагогический коллектив. Вливаются ли в него молодые творческие силы? Не столкнется ли Пугачев с дефицитом кадров, как, например, столкнулся в газетном деле?
– У нас в школе 28 преподавателей, четверо из них совсем недавно окончили художественное училище, остальные педагоги среднего возраста. О дефиците кадров в школе искусств речь пока не идет.

И. Мнекина