Татарский поселок в старом Николаевске основали в 1840 году переселенцы из сел Хвалынского и отчасти Кузнецкого уездов. Первыми ходоками, которые пришли сюда выбирать место, были два зажиточных татарина: Башир-бабай и Нямай-бабай (бабай -означает “дед” и звучит уважительно).
Татарам Николаевск приглянулся по двум причинам. Во-первых, на правом берегу Волги не хватало земли, а здесь ее было с избытком. Во-вторых, каждый приписанный к Николаевску, мог откупить своих сыновей от службы в армии. В рекруты тогда забирали на четверть века, ломали людские судьбы. Поэтому переселение в Николаевск хоть как-то спасало от государственного произвола.
Как только первые семьи закрепились на новом месте, вслед за строительством жилья на народные пожертвования последовало строительство мечети. В 1870-х годах была открыта школа – мектебе. Первым учителем в ней работал Муфтахутдин Воинов. Он учил татарских ребятишек грамоте в течение 35 лет.
Помещалась мектебе в одной половине избы недалеко от мечети. Эту избу завещал для школы один зажиточный татарин.
Помещения явно не хватало. В классе насчитывалось более ста учеников. Они занимались сидя на полу на коленях.
М. Воинов вначале не получал жалованье, а жил на пожертвования. Каждый ученик передавал ему от родителей перед пятницей, а этот день у мусульман праздничный, от двух до десяти копеек. Только потом государство стало платить учителю по три рубля в месяц.
Муфтахутдин-абы не мог прокормить на такие средства семью из девяти чело-
век. Поэтому учитель немного крестьянствовал, но больше ходил жать хлеб к русским землевладельцам. Впрочем, так поступали почти все жители татарского поселка. Летом они нанимались на сезонные работы в помещичьи хозяйства.
Основатели компактного проживания татар Башир-бабай и Нямай-бабай выделялись из основной массы своей зажиточностью. Башир-бабай имел большой сад в урочище “Труба” – против татарского поселка на левом берегу Большого Иргиза, а Нямай-бабай засевал большие площади хлебом и имел доход от торговли зерном. Но земледелием занимались немногие татары. В поселке доминировал другой промысел – гужевой. Городскими извозчиками, например, в основном, были татары. Все жили приблизительно вровень.
В начале XX столетия стали появляться богачи. Некоторые из них занимались в уезде скупкой шкур крупного и мелкого рогатого скота, шерсти, пригоняли баранов из степи. Например, у Шамер-бая закупкой сырья занимались 32 агента из числа бедных татар. Говорят, хозяин бил их за мелкие провинности.
Приблизительно в 1906 году в Николаевск приехали два предприимчивых татарина: Аюпов из Еруслана и Тяпаев из Царева, что под городом Царицыном. Они привезли опыт орошаемого земледелия, которого в степном Николаевске никогда не было.
Аюпов и Тяпаев вместе с русскими купцами устроили на городских землях плантации картофеля, капусты и других огородных культур. У Аюпова были большие плантации в районе Белого Гая. На них работали не только городские жители, но и много крестьян из соседнего села Каменки.
Тяпаев построил небольшой хутор за железнодорожным мостом. Название “Хутор Тяпаева” встречался на картах Пугачевского уезда вплоть до 1926 года.
Воду на огородные плантации подавали чигирями – большими колесами с черпаками. В движение этот простейший механизм приводили лошади или верблюды.
Как и среди русского населения, у николаевских татар были свои умельцы. В этом отношении особенно показательна семья Билюковых. Асян-бабай Билюков делал деревянные плуги (сабаны). Он снабжал ими весь уезд. Дети Ахсяна-бабая продолжили семейное дело. Они построили кузницу и делали уже металлические плуги. Когда в Заволжье появились заводские плуги, братья Билюковы ремонтировали их для крестьян уезда.
По материалам архива
А.К. Журавлева
На снимках: работа по изготовлению самана; чигирь для полива плантаций