В любом искусстве, будь то живопись, архитектура, мелочей не бывает. А в важнейшем из искусств тем более. Процесс съемок фильма или театральная постановка невозможны без человека, который знает все о языке жестов, пластике, хореографии. Сегодня в гостях у «Пугачевского времени» мастер танца, одна из самых востребованных балетмейстеров-постановщиков театрального мира Москвы Вера Лесничая.

– Вера Владимировна, как вышло, что школьница из Крыма, которая мечтала связать свою жизнь с изучением иностранных языков, вдруг стала хореографом?

– Танцевала я с детства. Участвовала в художественной самодеятельности, занималась спортивной гимнастикой. Стала кандидатом в мастера спорта. После школы поехала в Харьков. В университете конкурс – нельзя объять необъятное. Нужных баллов не набрала, отчаялась, но в этот момент в Орле открылся филиал Московского института культуры. Там я  успешно сдала экзамены на хореографическое отделение.

У студентов всегда не хватает денег.  Я одной из первых организовала платные группы по аэробике. Заработала себе на искусственную шубу. Ничто не бывает просто так. Деньги появились вместе с усталостью, с колоссальной нагрузкой. Иногда не могла подняться в свою комнату общежития. В один прекрасный момент поняла, что добром это не кончится. Хватило ума бросить аэробику. В общем, институт я благополучно окончила и осталась работать в Орле.

– Хореография – это искусство танца. Однако насколько я знаю, Вы готовили сборную команду СССР по спортивной акробатике. Как и где Вы пересеклись с «гутаперчивым» спортом?

– Поскольку сама я бывшая гимнастка, то первое, что пришло мне в голову после окончания института это то, что у гимнастов в вольных упражнениях есть элементы хореографии. Предложила себя в качестве специалиста школе олимпийского резерва. На одном из занятий меня увидела Заслуженный тренер РСФСР по спортивной акробатике К.М. Наумова. Предложила поработать с членами сборной СССР по этому виду спорта. Это оказалось очень интересно. Я готовила ребят на чемпионаты СССР, Европы, Мира. И конечно, испытывала радость, когда они приезжали домой чемпионами, ведь в этом была частичка и моего труда.

– Во многих театральных и кинопостановках, помимо хореографии Вы участвовали в построении мизансцен, помогали режиссеру по пластике. Как режиссеры реагируют на такое вмешательство со стороны в свой творческий процесс?

– По-разному. К кому то из режиссеров со своими советами лучше не лезть, кто-то с удовольствием к ним прислушивается. На съемках сериала «Папа на все руки» мне приходилось даже самостоятельно снимать целые сцены с Машей Шукшиной и Толей Журавлевым. Это в кино, а в театре режиссеры, как правило, используют мои знания на всю катушку.

– Вы научили Марию Шукшину скакать по спинкам стульев и танцевать на барной стойке, Анатолия Журавлева висеть вниз головой. Вообще в списке Ваших учеников много известных имен. Каково это – работать со звездами?

– Неоднозначно. Случалось сталкиваться со снисходительно-безразличным к себе отношением. Знаете как – мол, я сам все умею и могу, а тут кого-то приставили.  А на деле – «деревянный». Руками машет как ветками, а ствол неподвижен. Если у актера есть желание делать то, что ему говорит режиссер по пластике, тогда можно чего-то добиться. Я никогда не заставляю актеров делать то, чего им не хочется. Стараюсь донести свою мысль так, чтобы актер подумал, что это он ее родил. А я лишь помогаю ее воплощению. Есть актеры просто умницы. Пример идеального сотрудничества – работа с  Катей Стриженовой. Она трудолюбива, послушна, умна и инициативна. Я не могу сказать, что актеры, с которыми я работаю мои ученики. Нет. Я пытаюсь вытянуть из них то, чему их научили до меня.

– Ваши взаимоотношения с актерами ограничиваются сценой и съемочной площадкой?

– Как правило – да. Исключение составляют актеры, с которыми наша семья давно дружит. Это Катя и Саша Стриженовы, Федя Добронравов, Александр Мохов. График актера настолько емкий, что встретиться хотя бы раз в год достаточно сложно. Общение ограничивается в основном телефонными разговорами и встречами на каких-то общих мероприятиях.

– В актерской среде Вас называют «женщина-мотор». Почему?

– Из-за моего склада характера и темперамента. Я по натуре патологическая оптимистка. А поскольку «болезнь» эта заразная, представляете сколько, таких как я, оказывается на площадке к концу съемочного дня?

– Ваш муж – актер Виктор Супрун. Недавно телевидение сняло передачу об истории вашей любви. Где Вы познакомились, как это было?

– Познакомились в Орловском театре. Я работала уже главным балетмейстером, а Витя только приехал по распределению после театрального училища. Увидел, влюбился, стал ухаживать. Его ухаживания носили практический характер. Вместо цветов он преподносил мне булочку с молоком, так как считал, что я должна хорошо питаться. Во время прогонов спектаклей, в холодном зрительном зале, всегда незаметно приносил что-нибудь теплое и укутывал мне плечи. Ну, какая женщина перед таким устоит? Поженились. Родились дети.

– У Вас две дочери. Расскажите немного о них?

– Я очень горжусь своими девочками. Старшая дочь, Диана уже самостоятельная и независимая. Работает на одной из молодежных радиостанций Москвы. В этом году она стала лауреатом престижной национальной премии «Радиомания – 2010» в номинации «Музыкальный ведущий». Красавица, умница.

Младшей – Алисе, шестнадцать лет. Учится в одиннадцатом классе. Очень одаренная и талантливая девочка. С самых ранних лет пишет стихи, участвует во всевозможных интеллектуальных конкурсах и марафонах. Самый значимый из них «Сокровище нации», в котором Алиса победила. Снимается в кино. Готовится поступать в театральный институт.

– Переезд в Москву. Как вас приняла столица? Насколько сложно было сохранить в себе лучшие качества провинциалов в довольно жестких реалиях мегаполиса?

– Я неделю людей на жителей периферии и столицы. Есть плохие люди, и есть хорошие. Хороших больше. Мы изначально ставили перед собой цель чего-то добиться в этом городе больших возможностей. Было трудно. Жили по съемным квартирам, работали. Не думаю, что нам улыбнулась удача. Скорее всего, желание, вера и работоспособность принесли свои плоды. Я не знаю, приняла нас Москва или нет, но мы с ней в дружеских отношениях.

– Что Вас связывает с нашим городом и собираетесь ли Вы когда-нибудь приехать в Пугачев?

– Связывает личная дружба и сотрудничество с редактором газеты «Пугачевское время». Всегда находим время для того, чтобы регулярно обновлять материал в газетной рубрике «Байки от Супруна». Надеемся, что в гастрольном графике когда-нибудь появится точка поближе к Пугачеву и мы с мужем непременно приедем в этот чудесный город.

Вопросы задавал

С. Аристов