У большинства наших граждан сформировалось устойчивое мнение, что чиновники районной администрации отвечают за все процессы, происходящие на вверенной им территории. И они правы. Согласно Конституции, в соответствии с законом, который регулирует местное самоуправление, местная власть отвечает за все ключевые вопросы, связанные с реализацией прав людей в самых важных областях. Но для того, чтобы эффективно управлять, помимо полномочий требуются еще и ресурсы.

2345

А у нас в стране больше 95% муниципалитетов дотационные. 70% всех доходов забирает федеральный и региональный бюджеты. Уровень собственных доходов органов местного самоуправления на сегодняшний день – от 10% до 13%. Остальное – это прямые субсидии и дотации, которые имеют целевой характер. И сколько бы ни дискутировали о пагубности этого двустороннего движения денежных потоков – от нас наверх налоги, от них – дотации, коренных изменений системы не видно.

Справедливости ради, глав территорий не критиковать надо, а поддержать. Хотя бы за смелость. Не каждый сегодня решиться занять кресло руководителя, не смотря на все гипотетические преференции. Потому что у главы районной администрации полномочий нет, денег нет, а законодательство такое, что прокурор может в любой момент прийти. Кто-то пожаловался, что мусор вовремя не убирают или лужу не засыпали – а он несет ответственность, его тут же штрафуют. Три раза сделали – могут вообще уголовное дело завести. Сегодня сформулирована четкая позиция судов, в том числе и Верховного суда РФ, что отсутствие денег в местном бюджете не снимает обязанностей по решению вопросов местного значения.

Пример. Течет крыша в многоквартирном доме. Жители жалуются в администрацию. Администрация занимается отписками. Почему? Да потому что все квартиры в этом доме приватизированы, и спасение утопающих – это дело их самих и фонда капитального ремонта. Был бы дом муниципальным, был бы другой разговор. Но об этом власть открыто сказать не может, потому что по закону, она в ответе за всех проживающих на своей территории. А  региональные начальники, играя спектакль под названием «демократия» требует от местной власти реагирования на все жалобы без исключения в четко установленные сроки и так, чтобы тень на область не кидали, принимая огонь на себя. От них, в свою очередь, федеральные структуры требуют того же самого.

Помните притчу про двух лягушек, которые попали в крынку со сметаной? Одна утонула, а другая работала лапками и выжила, взбив из сметаны масло. Казалось бы, если мы будем что-то делать, то результат не заставит себя ждать. Но это не так. Проявите инициативу, которая, как известно, наказуема, вас просто заменят на другого, который будет играть по установленным правилам. Пусть, с каждым годом найти таких все труднее. Но способы принуждения есть.

Технически, власть на местах превратилась в инструмент для распределения поступающих средств по статьям расходов. В социальном же и политическом плане, она по своей сути является громоотводом для власти региональной и федеральной. Пока народ все свои проблемы адресует местным чиновникам, вышестоящему руководству ничего не угрожает. Оно будет наблюдать свысока, по необходимости выступая в роли судьи и радетеля народных интересов. Но вот когда люди поймут, что при всей возложенной на нее мере ответственности, местная власть ничего реально сделать не может, и будут высказывать претензии к тем, кто реально распоряжаются ресурсами, вот тогда может стать горячо и неприятно.

Мы уже можем наблюдать, что у населения открываются глаза на происходящее. В Саратовской области самое большее число жалоб на действия или бездействие власти, проблем в ЖКХ и пр. к руководителю Следственного комитета РФ А. Бастрыкину. На местный уровень уже не обращаются – понимают, никто не поможет.

Рано или поздно тем, кто наверху  придется что-то делать с отчислениями в местные бюджеты, в частности с многочисленными сетевыми магазинами, чьи владельцы платят налоги по месту регистрации, а не фактического местонахождения. С региональным мусорным оператором, охамевшим от безнаказанности, с областным «Водоресурсом», обреченным на латание дыр, вместо масштабной реконструкции водоотводящих сетей, очистных сооружений, с разбитыми дорогами и т.д. Все эти вещи может решить только вышестоящая власть, которая распоряжается деньгами. И апеллировать нужно к ней. Да, будут отписки, рассчитанные на затягивание решения вопросов, но вода, как говориться, точит камень, да и буфера в виде местной администрации не будет, что существенно увеличит возможность достучаться.

С. Ковальский