28 июля в России 80-й раз будут отмечать День Военно-морского флота, праздник доблести и чести. В приморских регионах страны он пройдёт с небывалым размахом, ведь военные корабли – основа могущества РФ, её гордость. В Пугачёве нет моря, нет военных кораблей, но есть люди, для которых служба в ВМФ стала судьбой.
Виктор Бугай родился в большом украинском селе Беспальче под Киевом. Отец, электрик от Бога, был смолоду настоящим хозяином, всё в доме сделано его руками, хозяйство было большое, сад, огород – и везде порядок. Три сына – его надежда. Всё, что умел, передал им, в том числе строгую привычку к порядку и любовь к чтению, в семье все читали запоем. Мама, Анна Павловна, – удивительная рукодельница: с юности вязала, шила, плела кружева, вышивала рушники и накидки, ткала половики. Родителей уважали на селе и любили за добросердечие и готовность прийти на помощь, а ещё – за песни. Все в семье были певучие. Отец – хормейстер-баянист, завклубом. Они с матерью часто пели дуэтом, а когда песню подхватывали сыновья – под окнами собирались соседи. Один из братьев, Александр, теперь участник заслуженного казачьего ансамбля «Русь» на Камчатке, победителя многих российских и международных конкурсов. Братья были очень дружны, подростками организовали свою хоккейную команду. Было у них ещё одно общее увлечение на всю жизнь – рыбалка. Выросли мальчишки на речке, может, это определило увлечение Виктора судомоделизмом. Детское хобби стало мечтой.
После 8 класса поехал к тёте в Севастополь, поступал в судостроительный техникум, но экзамен был на русском языке, а в их селе русский начинали изучать только в 8 классе, слабое знание языка привело к неудаче. Пошёл в Севастопольское ГПТУ-3, через 3 года получил диплом с отличием по специальности «слесарь-монтажник судовой». Назначение получил на Севастопольский морской завод им. Серго Орджоникидзе. Работал в турбинном цеху, одновременно учась в Морской школе ДОСААФ на рулевого-сигнальщика. В 1984 году призвали на срочную службу на Крымскую военно-морскую базу Черноморского флота. Нёс службу рулевого-сигнальщика на малом противолодочном корабле и готовился к поступлению в военно-морское училище.
В июле 1984 г. поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Это были лучшие годы Виктора. Парень просто бредил морем. График занятий чрезвычайно плотный, программа насыщенная, спрашивали преподаватели строго, а он умудрялся ещё участвовать в реставрации моделей парусных судов в военно-историческом музее КЧФ и всерьёз увлёкся гребно-парусным спортом. У курсантов была возможность заниматься им после занятий и в выходные дни, а их команда из 7 человек ещё и утром до подъёма ухитрялась рассекать волну на ялах по бухте. Сессию сдавали досрочно, брали часть отпуска – и в шлюпочный поход до Кудепсты или до Киева. В шлюпочных гонках между своими курсами команда всегда была первой, их взяли во второй состав сборной училища, чем Виктор гордится до сих пор.
С первого дня курсантской жизни он командир отделения, затем – старшина роты. Командирский голос, строгость и справедливость – весьма уважаемые качества, а вот непримиримое отношение к любой несправедливости, юношеский максимализм в борьбе за правду невзирая на лица немало повредили карьере. Ему светил диплом с отличием, но всё испортила четвёрка за недостаточную партийную работу с неуспевающим курсантом, хотя его рота всегда была в передовых. Красный диплом не дали, но назначение в 1989 году получил в числе лучших – на Камчатку.
Новоиспечённый инженер-механик во время стажировки сдал все зачёты за 2 месяца вместо 6 и попал на К-433 (ракетный подводный крейсер стратегического назначения), получивший потом имя «Святой Георгий Победоносец». Уже через месяц был допущен к самостоятельному несению вахты как инженер группы дистанционного управления. На его счету 4 боевые службы ( автономное плавание без всплытия сроком 3 месяца) + боевые дежурства в базе.
Старшего лейтенанта получил досрочно – за то, что его аварийная партия была признаналучшейна флотилии в борьбе заживучесть. Сработало инженерное мышление: он в 5 раз сократил скорость посадки личного состава в плот. Капитан-лейтенантом тоже стал досрочно, посылали документы на награду, но это уже были печально известные 90-е, годы «беззакония», а главное его убеждение: «честь, достоинство и присяга не пустые слова», во всём должен быть порядок. Порядка не было и в штабе флотилии, куда его взяли флагманским специалистом в 1994 году. Служил помощником начальника технического отдела по физическим полям. Постоянно был в море, ведь на флотилии 3 дивизии, а он в составе походного штаба. Мечтал об академии, документы приняли в 1997 г., но денег для переезда не было, рапорт об увольнении тоже не сразу подписали.
После увольнения – работа в «Лукойле» на СТО в цехе по ремонту внутрискважинного оборудования вХанты-Мансийском АО, попытка открытия собственного дела по покраске автомобилей на Камчатке, потом был гл. механиком ООО «Камчатлес», гл. механиком ООО «Аверс 1». Когда был в гостях у брата в Пугачёве, познакомился с Ларисой – воспитателем детского сада и вдруг понял, что это и есть его тихая гавань. В 2013 году они поженились. Кроме как «душа моя», он жену никак не называет до сих пор, жалеет, что не было раньше такого надёжного тыла. Два года проработал завгаром в «Рубеже», год участвовал в пилотном проекте на электровозоремонтном заводе. Проект свернули – вернулся вПугачёв, устроился на железную дорогу в «Ресурстранс», где был начальником участка. Сейчас механик гаража ФКУ ИК-4, к своим новым обязанностям он относится так же, как и к предыдущим. Работает не просто ответственно — основательно и скрупулезно, можно даже сказать въедливо.На флоте эти его качества высоко ценили, клиенты автомастерской и вовсе готовы были молиться на такого умельца, Виктор уверен, что и на этом месте строгая привычка к порядку сделает место его работы успешным, ведь причина «бардака» всегда одна – нет настоящего хозяина. Есть у него задумка – подарить мальчишкам Пугачёва мечту о море. Когда-то, будучи курсантом, он был вожатым в пионерлагере «Артек», до сих пор помнит горящие взгляды юных моряков. Можно было бы заразить ребят судомоделизмом, изучением устройства кораблей морского флота, но его не поддержали – нет в Пугачёве таких возможностей.
День ВМФ для него и сейчас – самый дорогой праздник, встречает он его обычно с семьёй. Жена и две дочери, Лена – студентка 3 курса СГУ, будущий учитель английского языка, и пятиклассница Ульянка, братья, родители, которые переехали в с. Большая Таволожка, родители жены – все близкие ему люди всегда от души поздравляют его с Днём ВМФ, и мы присоединяемся к их поздравлениям.
Л. Шепелева