Мороженое любят все. Холодное лакомство всегда относилось к особо изысканным угощениям, составляющим достойное украшение любого стола.

В Пугачеве мороженое не производят. Его везут из Самары, Белгорода, Пензы, Балаково. Это бизнес со своими секретами, удачами и разочарованиями.

Зимой, как известно, спрос на мороженое невысокий. Интерес к “Пломбиру” и “Эскимо” просыпается весной и возрастает по мере повышения температуры. Тем не менее, торговля замирает, когда жара переваливает за 30 градусов, потому что зной перемещает людей с улиц и кафе к реке и прудам, где мороженое не продают. Про осень и говорить нечего. Дожди и слякоть не располагают к холодному десерту.

Конкуренция на рынке мороженого огромная. В советские времена в Пугачеве в незначительных количествах выставляли на прилавок несколько видов лакомства: молочное, сливочное, шоколадное и крем-брюле.  Сейчас в ассортименте до 60-70 наименований.

Первым предпринимателем, который занялся крупными поставками мороженого, был В.А. Мясников. В 1990 году он пригнал в Пугачев рефрижератор “пломбира”. Население, воспитанное на дефиците, стремительно раскупило предложенный продукт. Восемь тонн мороженого удалось продать за четыре дня. Этот рекорд никто потом не смог превзойти.

Опыт, хоть и был удачным, показал слабые стороны дела. К четвертому дню мороженое, как говориться, потекло. Отечественные промышленные холодильные камеры не годились для хранения продукта. Они не поддерживали необходимый температурный режим, потребляли массу электроэнергии и требовали постоянного обслуживания. Поэтому предприниматели вскоре перешли на импортные холодильные камеры. Торговля мороженым стала в Пугачеве постоянным бизнесом. Форма и содержание его менялись, как менялись и люди, которые в нем участвовали.

В свое время лотки на улицах приносили хорошую прибыль. Но из-за целого ряда причин, в том числе и конкуренции, такие торговые точки начали приносить убытки. Чтобы сохранить доходы, владельцы лотков стали насыщать ассортимент товара другими продуктами: пельменями, окорочками, соками. Это не нравилось санитарной службе, поскольку нарушало правила.  Сейчас лотков в Пугачеве, практически, нет. Один ютится у главпочтамта, есть лоток у здания универмага. Зато мороженое теперь можно купить в любом магазине.  Как показывает статистика, из всего многообразия видов излюбленного народом лакомства пугачевцы предпочитают мороженое «ГОСТ», похожее на знакомый с детства пломбир, «Фруктовый лед» на палочке на основе сока и мягкое мороженое компании АйсВита «Остынь». Только за май месяц этого года десять магазинов Пугачева продали 21 000 единиц мороженого.

О количестве поглощенного горожанами лакомства можно судить и по многочисленным оберткам на улицах города. На вопрос корреспондента «Пугачевского времени», почему не выбросить упаковку от съеденного продукта в урну, опрошенные на улице люди отвечали:

– А где вы видите урны?

Действительно, порой нужно пройти несколько кварталов, но урны так и не обнаружить. Только не надо говорить о деньгах, затратах, пустой городской казне. В парке урны сделал и установил один человек – В.А. Важин. Причем из бросового материала и совершенно бесплатно.

Во Франции в эпоху правления Людовика XIV – мороженое, покорившее Версаль, было названо “‘лакомством королей”. Мы не короли, но своего очень хорошего отношения к мороженому не скрываем. По самым скромным подсчетам население муниципального образования потребляет в год около 15 тонн мороженого, начиная от самого дешевого “шоколадного” и заканчивая дорогими тортами, которыми, как правило, местные жители любят украшать праздничные столы восьмого марта. И давайте не забывать про высокую калорийность и пищевую ценность мороженого. Еще Гиппократ рекомендовал его для укрепления здоровья.

С. Ковальский