Система власти, которая возникла при губернаторе Радаеве, фактически разрушена. Причем, процесс приобретает не только неуправляемый, но и необратимый характер. Вот почему сегодня сложность проблемы состоит не в том, чтобы Радаева убрать, а в том, кто согласится прийти ему на смену для того, чтобы хотя бы начать выводить область из глубокой ямы.

76453

Что же произошло с системой, почему она встала на путь саморазрушения? После того, как в апреле 2012 года Радаев первый раз был назначен на пост главы Саратовской области, началась великая зачистка. Опыт его предшественника показал, что при наличии системной, внесистемной и даже антисистемной оппозиции рано или поздно произойдет паралич власти и управления.

В течение сравнительно короткого времени такая зачистка была проведена. Помирилась элита, потенциальные оппоненты соблазнились корзинами печения, да бочками варения, тех, кто принципиально не соглашался с установлением режима оттеснили в маргинальную зону, где они продолжают до сих пор влачить жалкое существование.

В результате сложились во многом уникальные обстоятельства для того, чтобы “режим Радаева” мог существовать в условиях стерильной среды обитания. Стерильность, помноженная на некомпетентность привела к уверенности в том, что курс, проводимый саратовским губернатором, если и не единственно правильный, то в целом верный. Однако в первый срок своего правления Радаев еще опирался на тот запас прочности, который был заложен Дмитрием Аяцковым и Павлом Ипатовым.

Прочность измерялась не только наличием ресурсов, которые еще не были исчерпаны до самого дна, но и наличием кадров, которые еще обладали какой-никакой  квалификацией. Но поскольку стерильность и некомпетентность формировали уверенность в курсе, началось разрушение через истощение ресурсов и прямо-таки катастрофическую дисквалификацию кадров. Помните, как Радаев на первом сроке неохотно расставался с дискредитировавшими себя кадрами? Помните, как он продолжал наращивать внешний долг? Помните, как он трезвонил о девяти новых заводах и притоке инвестиций? А ведь в области и того, и другого, и третьего становилось все меньше и меньше.

Это вело к застою и деградации звеньев управления. Потому случился обвал: радаевские кадры стали один за другим попадать в воронку уголовных дел. В состояние застоя и деградации попал и законодательный орган губернии. Он стал хотя и не бешеным, но весьма активным принтером, который штамповал все решения исполнительной власти, не задумываясь над последствиями.

В результате на втором сроке правления Валерия Радаева начало  рушиться все. Его причины назревали долго и были заложены именно в первом сроке правления.

Первым начало сыпаться само правительство Радаева. Из него стали уходить кадры. Выход  можно было сделать только через две двери: в отставку или под следствие. Растеряв хотя и не очень даровитый, но, все же, достаточно зрелый потенциал, Радаев прибегнул к так называемому “муниципальному призыву”. Он стал рекрутировать чиновников из глубинки, передвигая фигуры из положения пешек в положение слонов, коней и ладей. Не ведомо, кто подсказал ему эту идею, но она явно противоречит всем принципам управления. И это незамедлительно дало о себе знать.

Например, такие выходцы из муниципалитетов, как Игорь Пивоваров, Валентина Гречушкина проявили себя, как крайне неподготовленные кадры для решения задач в масштабах субъекта федерации.

Муниципальный призыв возможно и дал бы эффект, если бы в области сложилась система, но ее как не было, так и нет. Система же, когда некомпетентность первого лица становится своеобразным образцом, руководством к действию, ведет не к росту управленческого опыта муниципалов, а, напротив, понижает даже тот уровень квалификации, который у них был до перехода в правительство.

Радаевским министрам нельзя ничего поручить и все приходится делать самому. Этот принцип привел к тому, что и на всех остальных уровнях власти складывалась все та же картина. Например, подбор депутатского корпуса, начиная от областной думы и заканчивая муниципальными образованиями, фактически привел к параличу управления, к стойкой неспособности решать наиболее острые задачи, стоящие сегодня перед регионом. Уровень этих задач не по плечу абсолютному большинству действующих управленцев.

Что очень важно: время ставит перед властью все новые вызовы, каждый из которых – масштабен и сложен в решении, но власть к этим вызовам не готова. Приведем примеры.

Состояние региональной промышленности – катастрофическое. Она оказалась в турбулентном состоянии банкротства, разрушения, деградации и грозит тотальной ликвидацией даже того, что еще вчера как-то работало. И что? А ничего! Губернатор поручил заниматься этими вопросами Вадиму Ойкину и Юлии Шваковой – фигурам, которым даже руководство каким-нибудь МУПом поручить нельзя, и они теперь будут искать выход для всего промышленного комплекса губернии.

Или, скажем, сельское хозяйства, которое по признанию самого Радаева деградирует. Кто будет выводить его из турбулентности деградации, если АПК сегодня оказался брошенным на произвол судьбы, дробиться и разрушается?
Или проблема ветхого и аварийного жилья, или проблема обманутых дольщиков, или проблема внешней задолженности региона, или проблема кадров, демографии, внутренней политики?

Повсюду необходим комплексный подход, одним из звеньев, которого является связка исполнительной власти и власти законодательной, когда первая занимается анализом, синтезом, аналогией, а вторая на их основе уже принимает обеспечительные меры. На самом деле в правительстве вряд ли способны к анализу и синтезу, а в областной думе к решению поставленных задач. Это невероятно сложно, к этому они не готовы и значит это  – разрушение системы управления на уровне решения задач.

Но всюду, куда не глянь, можно увидеть образцы подбора кадров: все они либо должны притворяться, что являются глупее губернатора, либо на самом деле являются таковыми.

Такое положение вещей привело к тому, что ни одна из задач – простая или сложная – не важно, не может быть решена без вмешательства извне. Это привело к тому, что губернатор Саратовской области перестал быть губернатором, а на самом деле его обязанности выполняет спикер ГД В. Володин. Но это не только потому, что Радаев по уровню своего IQ  уступает Володину или просто передает ему свои полномочия. Это значит, что губернатор просто боится ответственности, как боится его всякое некомпетентное лицо. Боязнь ответственности приводит к перекладыванию рисков на чужие плечи, стремление действовать только при наличии антикризисного управляющего. Ясно, что в таком режиме разрушение системы – неизбежно, закономерно, как рок.

vremenynet.ru