Николаевск всегда славился отличной пшеницей. Но доставка зерна всегда осложнялась отсутствием коммуникаций. Пшеницу на подводах везли в Балаково, дальше на баржах доставляли до крупных транспортных узлов, а затем оттуда на внутренний рынок или за границу.
Земство старалось наладить в уезде транспортное сообщение. На дорогах было 67 гужевых станций. Количество лошадей на них колебалось от трех до 14. Самое большое – 24 лошади – было на Николаевской станции.
Почтовые тракты проходили от Николаевска к Балакову, от Каменного Брода к Николаевску, от Николаевска к Новоузенску. Мосты стали строить с 1891 года. Через проходивший по диагонали города овраг имелось пять мостов. К реке Б. Иргиз в черте города было пять мощеных и пять немощеных спусков.
Железнодорожная линия соединила Николаевск с узловой станцией Ершово в 1896 году. На ветке было две промежуточные станции: «Рукополь» и «Римско – Корсаковка». Станция «Рукополь» располагалась на землях графини Армфельд. Фамилия графини в русском переводе звучала как Рукополье. Отсюда и название станции.
Помимо земель графини Армфельд, окрест были расположены пашни графини Граббе, купца А. И. Мальцева, дворян С. В. Шумкова, А. А. Ухина. Самостоятельное хозяйство вел только А.И. Мальцев. Остальные землевладельцы сдавали угодья в аренду крестьянам.
Хлеб из этого района вывозили на подводах в Николаевск и Балаково. Возвращались не порожняком, а с товаром. Доставляли лес, капусту, деготь, стекло и т.д. Железная дорога, естественно, облегчила перевозку грузов.
Свое название станция Римско – Корсаковка получила по фамилии местного землевладельца.
Недалеко от станции размещалась деревенька Подшибаловка, состоящая из 50 дворов. Население было смешанным: немцы и русские. В центре деревни обществом Рязанско – Уральской железной дороги был сооружен пруд с водокачкой для паровозов.
Окрестности станции с каждым годом становились многолюднее. В 1911 году переселенцы братья Роменские построили мельницу и часть продукции вывозили по железной дороге. Возле станции образовалась немецкая колония, а также поселки, населенные русскими и украинцами.
Не только хлеб вывозили из Заволжья. В имении А.Г. Мельникова, на границе Николаевского и Новоузенского уездов, в мае 1906 года был обнаружен горючий газ – метан. Мельников оказался предприимчивым человеком. Он построил стекольный завод и мельницу, продукцию отправлял по железной дороге.
После прокладки железнодорожной ветки Николаевск стал крупной станцией. Здесь было 26 частных амбаров общей емкостью до 3200 тонн, железнодорожное хранилище на 864 тонны, элеватор на 240 тонн. Отсюда в год отправлялось более 15 тысяч пассажиров, а грузооборот в урожайные годы достигал 90 тысяч тонн.
С пуском железной дороги заметен подъем экономики. Возросли податные сборы, оживилась торговля. Увеличился спрос населения на продукцию обрабатывающей промышленности. В Николаевск с каждым годом все больше и больше поступало мануфактуры, предметов домашнего обихода, а также сельскохозяйственных машин и орудий. Образовывались новые поселения. Многие из них стали крупными центрами торговли и промышленности.
В последующие годы произошли большие изменения в развитии транспорта. В 1957 году была открыта ветка Пугачевск – Балаково, в 1970 году – Пугачевск – Звезда, в 1981 году – Пугачевск-Погромное. Пугачев сообщен с селами района и другими регионами автодорогами.
Н. Сулейманова, директор Пугачевского краеведческого музея
На снимке: железнодорожный вокзал г. Николаевска
Вам на заметку:
Ищете объявление продам дом Волгоград в газетах интернете, но не можете найти ничего подходящего? По указанной ссылке к вашему вниманию предложат большое количество проверенных, свежих и отобранных объявлений.