28 марта в самом центре Пугачева за движение по обочине дороги вежливый полицейский оштрафовал пожилого человека на 200 рублей. Конечно, страж порядка мог ограничиться предупреждением, зная, насколько скупа у нас пенсия, но забота о безопасности бывшего строителя коммунизма оказалась выше всех нравственных начал.
Старик с тоской посмотрел на тротуар, который состоял из слякоти, луж и колдобин, вздохнул и обреченно вошел в пешеходную зону. Пенсионера весело обгоняли молодые люди. Они перепрыгивали с одного сухого пятна на другое. Ветеран, как говорится, свое отпрыгал и потому шаркал подошвами по хляби, нашептывая грубые, непечатные слова.
С тротуарами Пугачеву не повезло. Последний тротуар на М. Горького закатали в асфальт, когда социализма уже не было. Начиналась другая эпоха. Местные вожди взялись за благоустройство кабинетов, обживали их надолго, казалось, навсегда. Они говорили с трибун хорошие слова и обещали богатое будущее, естественно, с наличием тротуаров и гладких дорог.
Обещанного ждут три года, а тут 16 лет как корова языком, и ничего. Возможно потому, что правящий слой в ряду мотивов своей деятельности не держал такого понятия, как интерес граждан Пугачева. Даже общественный совет состоял не сам по себе, а был официально руководим главой района, что сводило функции совета к нулю.
Есть улицы, где тротуары отсутствуют. Например, 1-ая заводская или Октябрьская. Люди перемещаются исключительно по обочинам дорог. Это не конец света. В Перелюбе, например, тротуаров никогда не было. По проезжей части идут служащие, молодые мамы с детскими колясками, школьники, движутся машины. Все как-то умещаются и соседствуют. Трудно понять, откуда это возникло: от лени, равнодушия, бедности?
В период дождей и весенних паводков в центре Пугачева, в самом людном месте возле рынка, образуется лужа, которую пешеходам обойти невозможно. Луже почти два века. Если от нее невозможно избавиться, то ее присутствие следовало бы как-то официально обозначить в облике города. Например, дать ей название: «городничая лужа». В память николаевского градоначальника, который утонул в ней по пьяному делу. Это сразу исключит путаницу, потому что луж в городе много. Правда, их возникновение не уходит корнями в глубокую старину, а измеряется жизнью всего двух поколений как раз с того момента, когда в городе началась самодеятельная борьба с подтоплением. Вместо того чтобы выполнить работы по организованному стоку поверхностных вод, любой и каждый стал городить запруды, плотины и поднимать нулевые отметки. Появились противотоки и, как следствие, лужи, которые отравляют людям жизнь и разрушают тротуары и дороги.
Лужи заиливают территорию. У начальников появляется нездоровое желание спрятать слякоть под новым слоем асфальта. Но и новый слой постепенно скрывается под илистым пластом. Следует распоряжение о новом асфальте. В общем, возле рынка нулевую отметку удалось поднять на метр, но лужа не исчезла, и чище не стало.
В городе 135 километров дорог. На их ремонт выделено в этом году три миллиона рублей. Что касается тротуаров, то тут – тишина. Если дело так пойдет дальше, то Пугачев поедет за опытом в Перелюб.
Г. Аристов
На снимке: лужа возле рынка
Вам на заметку:
Нужна качественная арматура для строительных целей? Каталог арматуры а1 вы можете найти по указанной ссылке, где указаны цены с учетом НДС.