15 января, в ходе послания Федеральному собранию Владимир Путин предложил внести поправки в Конституцию России. Одна из них касается близкой мне, как депутату районного Собрания, темы местного самоуправления. Предлагается статью 132 дополнить частью 3 следующего содержания: «3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». А статью 133 изменить, записав в ней, что органы местного самоуправления выполняют публичные функции и полномочия, имеющие государственное значение, во взаимодействии с органами государственной власти.

8765

20 лет местное самоуправление в России последовательно лишали полномочий и, что самое порочное, – это средств для их осуществления, что и привело к его полнейшей деградации. Многие квалифицированные люди из муниципалитетов ушли, многие из тех, кто остались, ощущают в полной мере собственную бесполезность и чудовищную зависимость от региональных и федеральных «подачек». Там, где остались бездари или те, чей основной дар — перекладывать общественные деньги в собственный карман, а такие примеры есть и в Саратовской области, реализовывать полномочия и эффективно использовать финансы, если вдруг федеральный центр решит поделиться полномочиями и деньгами будет просто некому.

Местное самоуправление сегодня имеет следующие законодательные рамки: Европейская хартия местного самоуправления, Конституция РФ и 131-ФЗ «О местном самоуправлении». В хартии определяются разнообразные требования к реализации права граждан на осуществление местного самоуправления. Прежде всего это признание того факта, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя, и что они должны быть наделены «значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций». В Конституции же — в основной главе 1 — уточняется, что в России есть государственная и муниципальная власть, и муниципальная власть пользуется самостоятельностью (ст.12).

В своем послании и в поправках президент главу 1, в которой содержится ст. 12, не трогает. Причина в том, что для ее изменения надо созывать Конституционное собрание, а этого организаторы изменения Основного закона делать категорически не хотят. Тем не менее в Конституцию вводится новое основополагающее понятие — понятие публичной власти, которое ранее в Основном законе не употреблялось. В тексте хартии есть только термин «публичные дела», но никакой единой системы там нет — наоборот, всячески подчеркивается автономность самоуправления.

Формулировка поправок о единой системе хоть и не государственной, но публичной власти, которая осуществляется во взаимодействии двух уровней власти, дает почву для еще более сильного подчинения МСУ регионам. Ведь «взаимодействие» может быть таким, что никто пикнуть не сможет, а уже тем более проявить какую-то самостоятельность и инициативу. Все эти формулировки, противоречащие Европейской хартии, скорее всего, будут детализировать в 131-ФЗ, и под них будет легко подверстать любые изменения, направленные на лишение муниципалитетов самостоятельности с целью повышения «эффективности» взаимодействия с госорганами. Когда уничтожение МСУ закрепят конституционно, придется доказывать уже, что Основной закон страны нелегитимен. А это намного сложнее. Нельзя законодательно закреплять порочные практики.

Теперь, когда Кремль юридически встроит МСУ в вертикаль публичной власти, можно начинать предъявлять за каждую яму лично президенту. Ведь, находясь на вершине вертикали, он берет на себя ответственность за каждый город, село и хутор в нашей стране. Ведь люди, которые там живут, права на самостоятельность будут лишены.
В основе таких решений лежит базовый принцип: мы своему народу не доверяем. Инициатива наказуема.

Подарки малоимущим от государства – это способ отвлечь внимание граждан от очередной аферы, проводимой через изменение Конституции без участия народа, что нарушает основной демократический принцип – власть большинства. Мы, граждане России, должны иметь государство, которое само по себе, как в СССР, обеспечивает граждан всем необходимым, в том числе и бесплатными образованием и здравоохранением, и гарантией на труд с достойными зарплатами, и нормальной для жизни пенсией с реальным пенсионным возрастом.

Считаю, что «публичность» превратит местное самоуправление в свадебного генерала, а органы государственной власти, которые, к сожалению, состоят из тех лиц, которым до народа дела нет, будут определять, как и на что нам с вами существовать. Эту «неустанную заботу» мы и сейчас ощущаем с вами в полной мере, поскольку все, что должно принадлежать нам с вами, принадлежит «трем толстякам».

Наша с вами задача и обязанность защитить независимость местного самоуправления – единственного в настоящее время законного проявления власти народа. А сделать это можно только проголосовав против этих поправок.

О. Лубкова, депутат Собрания Пугачевского муниципального района, председатель Саратовского регионального отделения «Всероссийского Женского Союза – Надежда России»