В гостях у газеты «Пугачевское время» известный автор-исполнитель, экс-участник группы «Лесоповал» Сергей Азаров.

– Сережа, как ты попал в группу Михаила Танича?

– В 1993 году жизнь моя резко изменилась. Я бросил пить. Работал больше года на знаменитой дискотеке «У Лисса» в Москве по выходным. Там собирался весь бомонд. Я пел в джазе. Знал одну песню из репертуара «Лесоповала» «Я куплю тебе дом». Как-то там появился Александр Ревзин – знаменитый режиссёр. Он услышал эту песню в моём исполнении. Позвал меня и рассказал, что в группе произошло несчастье – погиб Сергей Коржуков и Михаил Танич набирает новых певцов. Дал номер Михаила Исаевича и сделал протекцию. Я был взят практически без прослушивания. Нас было четверо: Сергей Дикий, Сергей Куприк, я и Игорь Горячев. Танич уже тогда не хотел повторяться и думал делать вокально-инструментальный ансамбль, где все бы пели и играли. Благо я учился на барабанах, и Таничу это понравилось. Конкуренция была нездоровая. Все пытались стать новыми Коржуковыми. Мне это не понравилось. Так  я покинул коллектив в первый раз. С Таничем расстались очень тепло. У себя в Подольске создал группу, без которой не обходился ни один праздник. На клавишах играл Леонид Марголин, на гитаре Стас Волков. Мы часто выступали в сборных концертах со “звёздами” и, конечно же, с «Лесоповалом», который к 1996 году вроде как состоялся. Они услышали у нас Марголина и перетянули его. Марголин перетянул Волкова и, моя группа распалась. В 2000 году Волков позвал меня вновь на барабаны и больше двух лет я провёл в «Лесоповале» барабанщиком.

– Работа в «Лесоповале». Закулисье. Что за обстановка царила в коллективе, насколько было просто или, наоборот, сложно, работать с Таничем?

– Атмосфера в «Лесе» была нормальная. Ребята собрались не «звёздные». Общались не только на репетициях и концертах, ездили в гости друг к другу. Выпивали. Но дело свое знали хорошо. Чувство юмора у Танича было потрясающее. Он буквально искрил шутками. Из Подольска нас было пять человек, включая звукорежиссёра и, видимо, все это напрягало музыкального руководителя Федоркова. Он боялся дружбы. Везде ему виделись заговоры. В конце концов, он убедил Танича поменять музыкантов в коллективе, что тот и сделал.

– Для многих, «Лесоповал» ассоциируется не с поэтом Таничем, а с первым исполнителем коллектива Сергеем Коржуковым. Считаешь ли ты, что после трагической гибели Сергея коллектив потерял свою индивидуальность?

– Когда я пою песни на стихи Танича, я понимаю, что главные песни написаны Сергеем Коржуковым. Народ на концертах ждёт именно их. И ещё я понял, что за всю историю шансона, Коржуков впервые дал стихам определенного жанра именно настоящую музыку, а не пресловутые три аккорда.

– Тебя связывала многолетняя дружба с экс-клавишником «Машины времени» Александром Зайцевым. Что он был за человек и почему, как ты думаешь, так закончился его творческий и жизненный путь?

– С Сашей мы познакомились в 1978г. Стали настоящими друзьями. Он шёл впереди своего и того времени. Рано повзрослел. Рано стал профессионалом. Исколесил весь СССР автостопом в молодости, в шинели и с Библией под мышкой. Работать начал в 16 лет. Трудился и грузчиком в булочной, и вагоны разгружал, был настройщиком, слесарем, изготовлял деревянные музыкальные инструменты. Все это параллельно учёбе в музыкальном училище. А уж если говорить про себя, то я многим просто ему обязан. Он, привил мне любовь к искусству. Водил в музеи. Читал потрясающие стихи вслух. Заставил узнать и полюбить многих художников, композиторов. Имел замечательную коллекцию пластинок. Потрясающую библиотеку. А если учитывать, что жили мы в разных городах – он в Москве, я в Подольске, то я бросал всех своих прежних товарищей и к их неудовольствию неделями не расставался с Зайцевым. Он был свидетелем на моей первой свадьбе. Музыкант от Бога. Но страстью его был джаз. Макаревич был от него без ума. Они просиживали ночами за бутылкой. Читали стихи. Пели песни. Потом Андрей позвал его в кумовья и Зайцев породнился с Макаревичем, крестив его сына Ивана.  После ухода из «Машины Времени» Саша долго не мог прийти в себя. Был обманут, предан. Раздавлен. Но вида не подавал и ни одного плохого слова про Макаревича никогда не сказал. Сразу подсуетились “душевные люди” пытаясь подлить и успокоить. Так всё и началось. Потом «черные риелторы» пронюхали, что он живет один в квартире, из-за которой его впоследствии и убили. Я ничем не смог помочь. О чём жалею и считаю себя одним из тех, кто не смог его уберечь от беды.

– Вот уже несколько лет ты занимаешься сольной карьерой. Стало тесно в рамках «Лесоповала», амбиции или это желание попробовать себя на прочность, смогу ли? В связи с этим вопрос: Смог?

– Находясь рядом с великим поэтом несколько лет – я уловил для себя что-то, что позволило мне сегодня писать мои песни. Смог или нет – судить моим слушателям.

– Твое отношение к фестивалям шансона, где с артистов берут деньги за возможность донести до слушателя свои песни?

– Деньги никогда не платил и не буду за то, чтобы меня взяли в концерт или на радио. Считаю это ниже собственного достоинства. Я человек честолюбивый. И чтобы бы не говорили про пиар и прочее – НЕ БУДУ! Эту позицию нёс и несёт Александр Яковлевич Розенбаум. Уважаю и подписываюсь. Ну а кому невтерпёж – пожалуйста. Охмурялы от жанра только этого и ждут. Это их заработок. Кто хочет, тот найдёт и услышит мои песни, придет на мои концерты.

– Можешь ли ты двумя словами определить свое место в жанре под названием «шансон»?

– Наверное, нет. У меня в 1999 году вышел сборник стихов. Я сочиняю вне стиля. У меня и сатира, и юмор, и драма, и любовь. Могу написать что-то в бардовском антураже. Ну, раз угодил в книгу-энциклопедию «КТО ЕСТЬ КТО В РУССКОМ ШАНСОНЕ» – значит был замечен кем-то в этом жанре и оценён.

– Как семья относится к тому, чем ты занимаешься, всегда ли довольна супруга приносимыми в дом гонорарами?

– Все жёны, а их у меня было три – относились по-разному к моей профессии. Первая считала это забавой. Молодые были. Вторая? Да мы пожили-то недолго. Не помню. Третья, Таня сама по образованию режиссёр и с понятием и пониманием относится ко всему, что я делаю. Песня меня кормит. Думаю, что она это понимает. Ей нравится то, что я делаю. Она помогает мне, и я ей очень благодарен за терпение.

– Кого из артистов ты можешь назвать своими настоящими друзьями?

– К слову  “друзья” отношусь  очень серьёзно. Поэтому не назову никого. Приятели, коллеги, товарищи, соратники. Это да. Друзья? Наверное, они остались в детстве. Для меня дружба это понятие круглосуточное, а сейчас никто не вскочит ночью и не побежит спасать. Поэтому не обременяю никого, считаясь в музыкальных кругах человеком с непростым характером.

– Чтобы ты хотел пожелать читателям нашей газеты?

– От всего сердца поздравляю женщин с 8 марта!  Желаю всем Мира и Добра. Любите друг друга. Уважайте старших. Берегите младших. Терпенья нам всем. И достойной жизни!

Вопросы задавал

С. Аристов