В бутербродах с икрой к Новому году деликатесом может стать сливочное масло. Цены на него за год взлетели, а теперь производители предупредили о возможных перебоях с поставками.
Сливочное масло — всё?
В магазинах по всей стране с полок стало исчезать сливочное масло, при этом цена на него повсеместно выросла. Настолько, что соцсети бурлят от возмущения. Если раньше пачка весила 170-180 граммов, то теперь “похудела” до 150-160, а заплатить за неё придётся 200-250 рублей вместо прежних 120-150.
Блогер Сергей Колясников пишет:
В “Магните” у дома масло сначала исчезло, а потом появилось, но уже далеко за 200 рублей за 200 же граммов. Это не говоря о сократившейся упаковке по 170, 180 граммов и т.п. Так и живём.
О настоящем дефиците речи пока нет, хотя о возможных перебоях с поставками некоторые производители уже предупредили. Эффект пустых полок связан с тем, что сливочное масло в магазинах стали прятать… из-за воровства.
Покупатель одной из торговых сетей поделился:
Спросил в “Пятёрочке”, почему так мало масла на полках. Сказали: “Выкладываем понемногу — воруют”.
Вместо пачек на полках красуются только ценники, а чтобы получить масло, нужно обратиться к сотрудникам. Такую картину можно увидеть, например, в Питере. Похожий способ продаж стали внедрять и в других регионах: масло прячут в холодильники, которые закрываются на замок, и достают только по требованию. Раньше так делали только с дорогостоящим алкоголем и красной икрой. Пришёл черед “золотого” отныне масла.
Привыкайте, это теперь деликатес
Тревожные звоночки зазвучали ещё в начале октября, когда цены на него резко подскочили. В августе Росстат подсчитал, что за год продукт подорожал аж на 18% (сильнее выросли в цене только яйца и фрукты-овощи).
За сентябрь масло ещё больше поднялось в цене — уже почти на четверть в сравнении с началом осени прошлого года. А в октябре цены продолжили уверенно ползти вверх: за первую неделю плюс 1,6%, за вторую — плюс 1,4%. При этом ценники в магазинах показывают более существенное подорожание (в некоторых случаях на 40-50 процентов). Средние розничные цены превысили 1000 руб. за кг. Народ возмущается:
- Недавно брал по 160 руб., сейчас уже 240. Две недели разницы!
- В ЛНР масло 1100 руб. за кило. Цена медленно, но уверенно растёт.
- В Белгородской области закрылся маслодельный цех, у нас сразу цены подняли. А в остальных регионах почему?
- Масло очень сильно подорожало. До подорожания я покупала масло 82,5% 180 граммов за 280 рублей, а теперь то же за 315-330 продают, причём на рынке в 10 метрах друг от друга у продавцов такой разбег цен. Это Камчатка.
- У нас в Кирове, видать, ещё не всё так запущено, масло местное отличное, лучшего не ел, кроме деревенского. 200 граммов — цена 139 руб. на 16 сентября.
- Пермь на проводе. Масло местного завода сейчас стоит 1010 руб. за 800 граммов. До этого, месяца два назад пачка стоила 800 руб. Продавщица сказала, что скоро эта же пачка будет стоить 1800 руб. И всякий раз перед повышением цены масло исчезает на какое-то время. Скоро будем намазывать это маслице на хлебушек, как красную икру, — тонким слоем и не часто.
Для сравнения: в прошлом году осенью сливочное масло в России не дорожало, а, наоборот, дешевело. И лишь к Новому году незначительно выросло в цене — всего на 2%. Теперь же каждодневный продукт уверенно превращается в деликатес, и некоторые уже горько шутят, что скоро придётся вместо него покупать спреды, как это было в 1990-е годы. Что же случилось с маслом?
Всё идёт как по маслу
Как объясняют в Федеральной антимонопольной службе, производители подняли оптово-отпускные цены на продукт из-за роста себестоимости, в том числе из-за увеличения затрат на закупку молока и молочных жиров. До конца 2024 года изготовители должны предупреждать ФАС о каждом планируемом повышении цен на масло. В случае необоснованного подорожания ведомство примет меры, а пока — ешьте по той цене, которую видите в магазинах.
На днях некоторые изготовители “обрадовали” контрагентов предстоящими перебоями с поставками. Крупные производители молочной продукции уже начали сокращать производство и отгрузки товара в торговые сети, приостановлен выпуск некоторых брендов сливочного масла. Среди причин называются дефицит сырья, рост его стоимости, растущие издержки и высокий спрос. Поэтому до конца ноября цены вырастут ещё больше, по прогнозам — до 20%.
Генеральный директор “Южного молочного союза” Константин Синецкий в беседе с Царьградом пояснил, что наблюдаемое повышение цен — это результат двухлетнего сдерживания темпов подорожания. Например, за прошлый год цена на масло выросла на 3,5%, в то время как продовольственные товары за то же время подорожали гораздо более существенно.
Себестоимость производства масла растёт по всей цепочке — от сырья до переработки: зарплата сотрудников, затраты на сырье (цена сырого молока сейчас на историческом максимуме), рост кредитной нагрузки и общей инфляции, затрат на обслуживание и текущий ремонт оборудования, налоговые и неналоговые платежи за маркировку, систему “Платон” и прочее.
Это не может не отражаться на стоимости готовой продукции. А отказываться от прибыли и брать на себя убытки бесконечно отрасль просто не в состоянии,
— уточнил Синецкий.
Он подчеркнул, что стоимость сливочного масла растёт во всем мире. Это связано с общим восстановлением спроса и реабилитацией молочных жиров, в том числе в гостинично-ресторанном бизнесе и кондитерском производстве. В Европе сливочное масло подорожало более чем на 70%. Так что наши 18% — это ещё гуманно.
По словам Константина Синецкого, дефицита продукта в России нет — скорее наоборот: люди под давлением слухов о дальнейшем близком росте цены и грядущем дефиците масла перед праздниками пытаются запастись им впрок.
Думаю, именно с этим и связан отказ ряда компаний одномоментно нарастить объёмы своего производства для поставок в торговые сети, тем более что они также очень неохотно соглашаются на повышение цены,
— заключил эксперт.
Дефицита не будет, но снижения цены тоже
Ситуация напоминает то, что происходило год назад с куриными яйцами. Подорожание продукта почти вдвое власти тогда объяснили повышенным спросом. Мол, граждане разбогатели, стали есть больше яиц, и птицефабрики просто не успевают за выросшими аппетитами. На прилавках стали появляться импортные яйца, ситуация более-менее нормализовалась, но цена на продукт так и осталась высокой.
Нечто подобное происходит теперь и со сливочным маслом. По ситуации с ценами Минсельхоз 18 октября провёл совещание с Россельхознадзором, ФАС, Генпрокуратурой и отраслевым сообществом. Участники встречи сошлись на том, что виноваты… потребители.
На удорожание этого продукта оказывают влияние увеличение потребления молочной продукции в стране, что связано с ростом доходов населения, объёмов производства продукции с использованием сливочного масла и спроса со стороны бизнеса,
— пояснили в Минсельхозе.
В Минсельхозе настроены оптимистично и надеются на стабилизацию цен за счёт рыночных механизмов, то есть без вмешательства государства.
По данным ведомства, страна полностью обеспечена сливочным маслом. С начала года выпущено 221,2 тыс. тонн (без учёта сентября и октября), что сопоставимо с объёмами прошлого года. Более того, по итогам года ожидается увеличение производства, а значит, нет и предпосылок для дефицита. Кроме того, планируется наращивать импортные поставки сливочного масла и объёмы выпуска, что должно повлиять на снижение цен.
Однако в Госдуме о ситуации другого мнения: после резкого подорожания депутаты заговорили о государственном регулировании. Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов направил в Минэкономразвития письмо с предложением установить предельно допустимую розничную цену на сливочное масло. Однако в жизнеспособность этой инициативы мало кто верит — с яйцами такое не прокатило.
Вы виноваты в том, что хочется вам кушать
Справедливо ли обвинять в подорожании масла растущие аппетиты покупателей? По данным зампреда правления ассоциации “Руспродсоюз” Дмитрия Леонова, наценка на этот продукт в торговых сетях составляет более 70%. Так, может, снизить свои запросы нужно ретейлерам? Именно такие возгласы раздаются от потребителей:
Самое гнусное во всех этих подорожаниях, что цену повышает не производитель, а всякие доставщики-перекупщики.
Нет никакой проблемы с маслом и яйцами — есть жадность сетевых магазинов: игра ценами задолбала уже всех. Государство абсолютно не занимается своими обязанностями по ценообразованию. Хапнуть — вот задача современного бизнеса.
Тем временем качество продукта становится хуже. Люди, может, и смирились бы платить больше. Если бы масло было таким, как в детстве — натуральным и вкусным. По факту от него осталось одно название.
Кстати, этой же проблемой обеспокоены и сами производители. В стране набирает обороты торговля из-под полы сомнительными суррогатами и имитаторами натурального сливочного масла, бойко идущая в домовых чатах, на сервисах объявлений и других онлайн-площадках.
Например, на “Авито” в Краснодаре можно найти десятки предложений доставить сливочное масло в промышленной упаковке, причём цена в три-четыре раза ниже рыночной. И здесь возникает резонный вопрос к правоохранителям и контрольно-надзорным органам, поскольку такая торговля нарушает действующее законодательство. Легальные производители при этом несут всё бремя всевозможных расходов и требований. А потребитель в попытке сэкономить получает под видом сливочного масла невкусный неполезный суррогат, всё больше разочаровывается в продукте и зарабатывает проблемы со здоровьем.
Что с того?
Пачки сливочного масла “худеют”, цены растут, и к Новому году вряд ли что-то изменится. А предупреждения производителей о дальнейшем повышении цен только подогревают спрос.
Продуктовая инфляция достигла таких темпов, что наш предусмотрительный народ, наученный горьким опытом отоваривания по талонам, старается запастись впрок. Тем более что сливочное масло прекрасно хранится в морозильнике. И старайтесь не ронять бутерброд: падает он всегда маслом вниз, а это сейчас деликатес.