На вопросы нашего корреспондента отвечает  Благочинный Северо-Восточного округа Покровской и Николаевской епархии, настоятель Свято-Воскресенского храма архимандрит Иннокентий (Третьяков).

– Отец Иннокентий, у каждого своя дорога к храму. Когда и как  вы пришли к церковному служению, причем выбрали самое строгое – черное священство, то есть монашество?

– Я воспитывался в православной семье. Отец служил священником, мама тоже участвовала в церковной жизни. Духовным наставником нашей семьи был схиархимандрит Амвросий, постриженник Оптиной Пустыни. Это — широко известный монастырь Русской православной церкви. Отец Амвросий нес изначальные традиции служения России. Я с детства впитывал в себя атмосферу духовности. Поэтому иного пути, как стать священником, не видел. Любовь к Господу была и остается столь  велика, что уже нет места ни для семьи, ни для других забот. Поэтому я выбрал черное духовенство и стал монахом.  Родители моих взглядов в отношении монашества не разделяли, но потом смирились.

– Вы долгое время служили настоятелем храма в Уссурийске. Каким Вам показался Пугачев после Приморья?  Наверное, вы увидели разницу. В чем она?

– Уссурийск, по сравнению с Пугачевом, город молодых. Там много учебных заведений: суворовское училище, сельскохозяйственная академия, медицинский и технический колледжи, институт железнодорожного транспорта. Много военных частей, а значит, военнослужащих. Поэтому среди прихожан преобладали люди среднего и молодого возраста. Жизнь была насыщенной, по-своему интересной. В Пугачеве свой колорит. Прихожане, в основном, люди пожилые. Здесь тихий, ровный, патриархальный уклад. Чувствуется какая-то внутренняя стабильность и покой, что на Дальнем Востоке не ощущалось.

– Какие трудности и удачи переживает наш приход?

– Старые прихожане мало уделяют времени воспитанию своих детей и внуков. Нет преемственности. При храме отсутствуют строения, без которых не может нормально существовать приходская жизнь. Нет здания воскресной школы. Не в отдалении, а именно при храме. Нет помещения для свечной лавки. Торговать в церкви не дело, в храме должно только молиться. Нет зала для собрания людей, где можно прочитать лекцию, провести культурный вечер, ту же Рождественскую Елку, справлять всем приходом праздники. Ведь именно это объединяет прихожан, позволяет верующим чувствовать себя единым целым.

Больная тема, жилищная. Священники живут в съемных квартирах, а должны жить при храме, чтобы в любое время быть на своем посту.

– Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Ни для кого не секрет, что наше общество теряет нравственные чувства. Пугачев не исключение. Мало добра,  пьянство, взяточничество. У церкви есть лекарство от этих болезней?

– Мы убеждаем людей возвратиться к нормам христианской жизни, христианских ценностей. Церковь занимается внутренним миром человека. Это сложный процесс, человек должен переосмыслить свое место в жизни, уйти от безнравственности к благим делам, самоконтролю.

– Несмотря на разные социальные программы в поддержку молодых семей, разводов не становится меньше. Что может связать семью, не дать ей распасться?

– Серьезное отношение каждого к институту брака. Нужно помнить, что тех, кого сочетал Бог, человек разлучать не может. Браки, которые совершаются на земле, совершаются и на Небе. Поэтому нужно примеряться друг к другу, проявлять терпение, обращаться к Закону Божьему. Ведь таинство венчания не только освящает союз двух людей, но и накладывает на обоих супругов большую ответственность. Об этом нужно помнить.

– Если чиновник обратился к вере, должно ли это как-то отразиться на его деятельности? Или это просто факт его биографии, не более?

– Любой верующий человек, какой бы пост он ни занимал, в своих действиях должен поступать по совести, по закону и по правде Божьей. Если он берет взятки, то это говорит о том, что он неверующий.

– Что даст Пугачеву образование Покровской и Николаевской епархии, помимо того, что Воскресенский храм стал кафедральным собором?

– Произойдет определенная активизация церковной жизни. Будет  усилено воспитание прихожан, особенно младшего возраста. Здесь мы очень надеемся на помощь средств массовой информации. Нужно простым и доходчивым языком разъяснять  людям основы православия, послушания, приличия и вежливости, поведения в храме, обществе , в частной жизни.

– Одним из самых больных вопросов является финансовый. Приходы живут бедно. Заповедь о десятине действует со времен Ветхого Завета, и никто ее не отменял. В протестантских общинах, например, десять процентов от доходов прихожан в казну церкви является правилом. Почему в православии этого нет?

– Такое правило есть и в православии. Исстари на десятину от доходов содержался не только храм, но и велась очень серьезная социальная и образовательная работа. Другое дело, что заповедь о десятине остается на совести каждого конкретного человека. Многие не имеют возможности что-то от себя отдавать. Они безвозмездно трудятся, участвуют в благотворительных проектах – это тоже своего рода десятина.

– Кто-нибудь из верующих состоятельных людей Пугачева соблюдает правило десятины?

– Нет.

– Ходят слухи, что Вы хотите возобновить крестные ходы в Пугачеве?

– Такая традиция существовала до революции. В годы богоборчества крестные ходы попали под запрет. После войны в некоторых местах крестные ходы возобновили, в некоторых нет. Все зависело от активности на местах не только духовенства, но и самой паствы. В Пугачеве этого не произошло. Мы планируем возродить традицию и хотя бы два раза в год – 22 мая на Святителя Николая и в День народного единства на Казанскую икону Божьей Матери – проводить такие крестные ходы.

– Спасибо за беседу.

Вопросы задавал С. Ахмаков