Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района: на основе прямого голосования и путем делегирования глав и депутатов поселений. До последнего времени в Пугачевском районе депутатов в законодательный орган района выбирали прямым голосованием. В наступившем году председатель территориальной избирательной комиссии С. Ефремова направила в Собрание положение о переходе на новый способ формирования – путем делегирования. Теперь народные избранники должны будут либо принять его, либо завернуть.

6543

Что собой представляет способ делегирования? Прямым голосованием избираются депутаты городского Совета и сельских поселений, которые, в свою очередь, выбирают из своих рядов делегатов для представительства в районном Собрании. Сельские поселения будет представлять два делегата – глава поселения и местный депутат, городской Совет – четыре человека, председатель Совета и три депутата.

Проблема состоит в том, что изначально представительство городского поселения и сельских поселений в представительном органе будет несбалансировано. Остается неучтенной норма представительства поселений в зависимости от численности населения. Таким образом, сужается обратная связь с населением на верхнем территориальном уровне, возникает диспропорция представительства депутатов. В нашем случае – 16 представителей будет от поселковых муниципальных образований и четыре от города, при том, что в городе проживает больше двух третей населения района.

Кроме того, при формировании представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ возможно возникновение конфликтов и проблем, связанных с выражением интересов органов местного самоуправления поселений в представительном органе муниципального района. Как должны голосовать представители поселения, если они, например, не согласны с решением представительного органа поселения по вопросу, рассматриваемому в представительном органе района? Вправе ли представители поселения, из которых сформирован представительный орган района, голосовать по собственному усмотрению или обязаны голосовать строго в соответствии с решениями органов, представителями которых они являются?

Принципиальными недостатками системы делегирования являются подмена представительства населения на представительство органов местного самоуправления – устаревшая двухступенчатая схема формирования представительного органа вместо избрания в орган народовластия представителей населения прямым голосованием.

Инициаторы системы делегирования руководствуются, в первую очередь снижением затрат (как материальных, так и организационных) для проведения муниципальных выборов.
Думается, что в реальности, система делегирования направлена на недопущение к законодательной власти района депутатов от оппозиции. Да, у них остаются шансы быть избранными в город и поселковые советы, но при наличии большинства голосов у партии власти никто и никогда не выберет их делегатами в законодательный орган района. Вероятно, отмашка дана сверху и связана с падением рейтинга «Единой России» и предстоящими выборами.

В заключение, хочется сказать, что прежде чем, принимать такое решение необходимо взвесить все «за» и «против». Органам местного самоуправления целесообразно создать рабочую группу, которая рассмотрит финансовые возможности поселений и района, учтет экономические и политические риски, изучит кадровый потенциал, взаимодействие сформированного на новый лад Собрания с исполнительной властью и т.д.  

Понимая проблемы, с которыми предстоит столкнуться, можно принимать решение, имея заготовленные управленческие наработки. В противном случае, можно сломать работавшую структуру и взамен ничего нового не получить.

С. Ковальский с использованием материалов сайта www.yabloko.ru