В наше время получить в России качественное образование стало очень проблематично: среднюю и высшую школу зареформировали так, что под пудом дурости и формализма оказались как преподаватели, так и их подопечные. В наших школах предоставляют образовательные услуги, а за знаниями школьники отправляются к репетиторам. Бесплатное образование давно стало иллюзией.

4567654

В российском парламенте раскритиковали работу ряда министерств. Конкретно в образовании были обозначены две важные проблемы: дефицит кадров и перегруженную школьную программу. Председатель Госдумы Вячеслав Володин, выступая на первом в этом году пленарном заседании, заявил:

Ряд министерств недорабатывают, подходят к исполнению своих обязанностей недобросовестно. Есть проблемы в зоне их ответственности и полномочий. Это касается вопросов обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов, дефицитов кадров в здравоохранении и образовании. Надеюсь, что в течение сессии нам удастся вынести эти вопросы на обсуждение с тем, чтобы ситуация изменилась к лучшему.

Коснулся спикер в своём выступлении и ещё одного немаловажного вопроса:

Коллеги, мы с вами поднимали вопрос необходимости снижения нагрузки на школьников. Надеюсь, вместе с правительством сможем выйти на решение этой крайне важной проблемы. И предлагаю отнести к одному из приоритетов работы сессии.

Профессор кафедры математического анализа РГПУ им. Герцена Сергей Рукшин в комментарии Царьграду отметил, что в школе необходимо готовить не к прохождению ЕГЭ, а выделить фундаментальное ядро точных и естественных наук, истории, географии и литературы – то, что должны знать все. И учить именно этому, а не перегружать школьников ненужными домашними заданиями.

Что касается разговоров в Госдуме, так там заседают люди, у которых дети учатся за границей, а будущее их зависит не от образования, а от того, куда их пристроят. Этим людям, может быть, и хочется, чтобы их дети учились поменьше и больше времени проводили на Мальдивах. Я имею в виду не Володина, а в целом разговоры многих чиновников. Что касается учителей, повторяю, есть две разных проблемы – нехватка учителей и нехватка квалифицированных учителей. Вторая – нехватка квалификации – и порождает перегрузку ненужными вещами.

Система среднего образования, как и медицина, в своё время пережила оптимизацию. По России прокатилась волна массовой ликвидации школ – была закрыта каждая пятая школа, их число сократилось с 23 тысяч до 18 тысяч. Россия вдвое отстаёт от ведущих стран мира по расходам на образование детей. При этом школьную программу, по мнению академика РАН Роберта Нигматулина, перегрузили всякой ерундой. По его словам, надо вернуться к тому, чтобы основой образования снова стали математика, язык, физика, химия, биология, литература. Вот на этом надо сосредоточиться.

Конечно, сейчас и не найти учителей с нужным образованием и соответствующей подготовкой. И это результат нескольких десятилетий бездарной деятельности в области образования и науки. А за это должен нести ответственность не только нынешний министр, а и те, кто его назначил. Это всё очень серьёзно. Я вообще считаю, что самой серьёзной проблемой для нас в ближайшие десятилетия станет нехватка кадров по всем направлениям.

Российскую школу реформируют уже не впервые. И каждый раз реформаторы заявляют, что в новых изменениях есть острая необходимость, а положительный результат превзойдёт самые смелые ожидания. Однако ситуация только усугубляется. Нагрузки на школьников колоссальные, но толк от этого нулевой.

Самый большой перегруз у любого человека, и у ребёнка в том числе, наступает тогда, когда он занимается абсолютно бесполезным делом – психика устаёт от бессмысленности времяпрепровождения, считает преподаватель физики Вадим Муранов:

К примеру, девятиклассник провёл в школе часов восемь. И после этого он идёт к репетитору. Возникает вопрос: что делал ученик в школе эти восемь часов, если потом ему приходится идти к репетитору, чтобы реально получить знания?

Профессор кафедры математического анализа РГПУ им. Герцена Сергей Рукшин в качестве примера привёл результаты опроса ВЦИОМ о знаниях нашей молодёжи 18-24 лет. Среди респондентов были и выпускники школ, и студенты. Правильные ответы на вопрос “Кого и когда свергли большевики?” дали 8% опрошенных. Знают, куда впадает Волга, только 18%, а назвать самую длинную реку России смогли 12% участников опроса. На вопрос о том, в каком веке писал Пушкин, смогли ответить 30%.

Так простите, когда и чем перегружены наши прекрасные школьники при таких знаниях? Чему они учатся? Прежде чем говорить о перегрузке, надо понять, какое образование стране нужно для экономики, патриотического воспитания и социализации, и чему мы их учим?

Впрочем, в кабинетах власти считают, что 11 классов средней школы – “непозволительная роскошь”. Пора образование “спрессовать”, чтобы подростки раньше занимались профориентацией. В этом убеждён помощник президента России Владимир Мединский:

Время диктует сокращение продолжительности среднего образования. То, что у нас в школе учатся 11 лет, – это непозволительная роскошь. Будто мы живём с вами в XIX веке. Время должно быть спрессовано, чтобы можно было раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться. Образование будет спрессованным по времени, будет более специализированным, оно будет рассчитано на ближайшие 10 лет, а потом через 10 надо будет переучиваться. Тот, кто не будет учиться чему-то новому, просто будет неконкурентоспособен.

С таким подходом не согласна кандидат юридических наук, эксперт общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр:

За последние годы у нас появились разговоры о важном, профориентация, бессмысленная, с шестого класса. Представляете, каждую неделю профориентация с шестого класса! Да столько профессий нет! В итоге дети там ерундой занимаются, в смартфоны играют.

Ключевая проблема – алогичность в принимаемых решениях. Реформой образования, как и других социальных направлений, занимаются люди, далёкие от этой сферы. При этом очевидно, что изменения необходимы. Вопрос в том, кто их будет инициировать и реализовывать?

Но как реорганизовать преподавание, чтобы оно было правильным, чтобы дети тратили силы не на всякую ерунду, а на то, что будет развивать их мозг? И это очень серьёзная проблема, считает академик Нигматулин. И конечно, необходимо кардинально менять все кадры в профильных министерствах.  

К нам на президиум Академии наук приходили заместители министра высшего образования и науки. Но очевидно, что это люди, не имеющие никакого опыта в тех областях, которыми они занимаются. Поэтому необходимо всё кардинально менять. Этими министерствами должны руководить крупные учёные с административным опытом. Но я даже не знаю, есть ли такие среди людей 40-50 лет. В общем, надо их искать.

Страна должна идти вперёд – она должна развиваться и созидать. Однако вместо этого мы наблюдаем только имитацию бурной деятельности. И молодые это понимают – они видят двойные стандарты и ложь.

У государства Российского большие проблемы, если постоянно приходится реформировать образование. На зыбучих песках сложно построить фундамент для будущих поколений страны. 

tsargrad.tv