Всемирный день поэзии учреждён 15 ноября 1999 года на 30 конференции ЮНЕСКО. Решено отмечать праздник 21 марта, в день весеннего равноденствия – символ обновления природы и человеческого духа. Настоящая поэзия позволяет наслаждаться словом, порождает особую энергию, подчиняющую наше воображение и увлекающую за собой. Осталась ли она таковой? Каково её состояние на сегодняшний день? Не в шаге ли она от гибели? Эти вопросы ставились во все времена, даже во времена Лермонтова, Тютчева и Фета, а поэзия всё жива, и сегодня много поэтов хороших и разных.

Таких поэтов знает и город Пугачёв. Это Ю.А. Ионов, ставший автором нескольких сборников стихов, романа «Спас на Печоре», переводчиком на русский язык произведений коми поэтов. Здесь начинал писать В.Ф. Жестов – поэт, чьи стихи вошли в сибирскую классику. Здесь жили и творили талантливые поэты Владимир Чиликин, Виктор Шеховцов, Виктор Драгунов, чьи имена на слуху. Сейчас в городе есть поэтическое объединение «Пугачёвская лира», где самодеятельные авторы читают друг другу стихи, наблюдая за откликом в глазах слушателей, издают совместные и персональные сборники стихов , проводят презентации, участвуют в конкурсах и фестивалях поэзии и бардовской песни. Издают сборники не потому, что возомнили о себе как о маститых поэтах, а потому, что без читателя нет поэта вообще. Поэзия – это цепочка: поэт – издатель – критик – читатель – признание или забвение. И у читателя в этой цепочке едва ли не главная роль. Посему низкий поклон ежедневному труду тех учителей литературы, которые не приемлют современный подход к обучению как к оказанию услуг, а воспитывают настоящих читателей, труду библиотекарей, труду самих поэтов, оказавшихся на самообслуживании: сами пишут, сами рецензируют, сами издают, являются корректорами, друг друга читают и друг у друга учатся. И, размышляя о судьбах поэзии, участвуют в дискуссии, затеянной Советом по поэзии Союза писателей России.
– Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?
Надежда Лаврушина: – Современная поэзия разнообразна и противоречива. Есть яркие авторы, есть «никакие». Много развелось графоманов , побивающих качество количеством, не терпящих критики, требующих восхваления их мнимых талантов. Мои практические наблюдения: резко снизился уровень профессионализма, даже в стихах членов того или иного писательского союза, раньше таких ляпов литераторы не допускали. Сборники выходят без корректуры и редактуры, утеряна книжная культура – шрифт, размазанные иллюстрации. Возьмёт такую книгу в руки истинный любитель поэзии… и отложит в сторону.
Любовь Чиктаева: – Есть много сильных, настоящих поэтов – только нужно потрудиться, чтобы найти их стихи. В журналах напечататься невозможно, преобладает самиздат для близких, в библиотеках этих книг нет. Авторов по душе мы ищем в Интернете, иногда повезёт наткнуться на страничку интересного поэта. И да, плагиат тоже встречается, а может, просто мир настолько набит событиями и переживаниями, что сложно не повториться, у меня часто ощущение “где-то я все это уже видела, слышала, читала!”
Ольга Веретенникова: – Мне кажется, что сейчас очень многие пишут стихи, просто новый поэтический бум. Людям есть что сказать о себе, о мире. Это замечательно, когда душа просится в полёт.
– Изменился ли язык поэзии?
Любовь Чиктаева: Да, он изменился. Кое-где обеднел, «усох». Но в качественных стихах используется современный русский язык со всеми неологизмами, от этого они хуже не становятся. У Веры Полозковой, например, язык богатейший, она слова переливает, как газировку в прозрачных кувшинах. Мне повезло принять участие в международном конкурсе имени Г. Каменева «Хижицы» – там были русскоязычные участники из Австралии, Германии, Израиля, Нидерландов, Франции. Удивительно, насколько хорошо сохранился язык эмигрантов – тот самый, на котором писали Пушкин и Блок.
– Плюсы и минусы поэтических интернет-сообществ?
Ольга Веретенникова: – Плюс – доступность самовыражения. Самая интенсивная жизнь сегодня происходит в сети. Люди всегда писали стихи и переписывали в альбомы и дневники, а теперь весь этот поток в публичном доступе. Минусы у каждого сообщества свои.
Надежда Лаврушина: – Сетевая поэзия заставляет с собой считаться. По-моему, гораздо больше вреда нашей литературе приносят многочисленные конкурсы и премии – с раздачей обесцененных титулов и размыванием ценностной шкалы. А интернет – это просто данность нынешнего быта. Осваиваемся и в нём. «Стихи.ру» – самый плодовитый ресурс не лучшего качества, «мусора» там тоже много, множество конкурсов и турниров. Участвовать интересно, правда если не ждёшь объективной оценки. Мне нравится сайт «Твоя книга» от издательства «Серебро слов». Вот там настоящая учёба.
Любовь Чиктаева: – Мне помогли найти читателя и повысить самооценку именно интернет-сообщества. На «Стихи.ру» участвовала в платных конкурсах: «Георгиевская лента», «Русь моя», «Наследие». В конкурсе «Георгиевская лента» за 2020 год прошла в финал, прислали двухтомник финалистов. Были и бесплатные – «Хижицы», «Свет книги». Я росла в Ст. Порубёжке, писала стихи с ранних лет, но до 5 класса никому не показывала, да и потом редко. Активность проявилась год назад, с началом пандемии, и сразу нашлись сетевые поэты, которые оценили мои опыты. Я им благодарна.
Что ж, видимо, слухи о смерти русской поэзии, как всегда, слишком преувеличены. Горячее, страстное, энергичное, искреннее поэтическое слово сейчас востребовано публикой, как всегда бывало в переломные моменты истории. Книжная поэзия – да, она теряет читателя, но ведь поэзия и начиналась не с книги, а с живого звучащего слова. Сегодня это слово кочует в сетевом пространстве языка и прямого общения на фестивалях. С праздником, любители поэзии!
Л. Шепелева