Как только начинается лето, владельцы легкового транспорта открывают выездной сезон. Машин в Пугачеве и в другие времена года переизбыток, но летом приходят в движение все двадцать с лишним тысяч единиц автотехники. На нее, родимую, приходится 80 процентов всех выбросов вредных веществ в окружающую воздушную среду.

4576

Машины чадят низко, над самой землей. Поэтому ядовитые выхлопы отработанного топлива попадают в легкие детей и взрослых. Количество машин растет. Двигаясь со скоростью 80-90 км в час, автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Годовой выхлоп одного автомобиля 800 килограммов окиси углерода, 40 килограммов окислов азота, более 200 килограммов различных углеводородов. Если бензин этилированный, то нужно добавить еще 3,5 килограмма ядовитого свинца, выброшенного в атмосферу.

Дороги в Пугачеве изношены, покрытие выцарапано колесами. Поднимается пыль с частицами нефтепродуктов, гудрона, канцерогенов. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 килограммов резиновой пыли ежегодно. Загрязнение воздушной городской среды автомобильным транспортом представляет и будет представлять достаточную угрозу, поскольку в настоящее время не существует кардинальных решений данной проблемы.

Ученые уже неоднократно доказывали, что долгосрочный контакт с загрязняющими воздух веществами значительно увеличивает риск развития разного рода болезней в последующие годы. Так, каждые дополнительные 10 мг загрязняющих веществ на квадратный метр кислорода увеличивают риск госпитализации в связи с диабетом на 6%, опасность развития пневмонии на 4%, а риск болезней сердца или инсультов на 3%. Специалисты из Массачусетского технологического института считают, что выхлопные газы убивают в два раза больше людей, чем аварии. Существует мнение, что до 85 процентов заболеваний связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды. Парадокс в том, что неблагоприятные условия созданы деятельностью людей. Мы сами себе отравляем жизнь.

В Пугачеве размещают автостоянки рядом с детскими учреждениями. Нужно убрать автостоянки. Если их оставить, то нужно убрать детсад на М. Горького, больницу на Советской, детсад на ул. 53-ей дивизии. Надо не иметь головы, чтобы привязать новое дошкольное учреждение к напряженной дороге. Пугачев – это наш мир, и мы просто обязаны сделать его гармоничным, уютным, безопасным.

Есть модель распределения загрязняющих веществ в воздушных массах над городом. Она состоит из сложной аэродинамики. Есть приземный слой, где мамы катают детей в колясках. Это самая опасная зона. Выше начинаются потоки, которые обтекают преграды, стоящие вдоль или в стороне от стоянки. Турбулентные движения увеличивают концентрацию вредных веществ и пыли на уровне первого этажа. Затем эти движения становятся менее активными. Потом опять усиливаются. Поэтому ни пятый, ни любой другой этаж от автомобильных выхлопов не защитят.

Накоплен опыт эксплуатации автомобиля на пропан — бутановых смесях. Он показывает высокий экологический эффект. В автомобильных выбросах резко снижается количество угарного газа, тяжелых металлов и углеводородов. Тем не менее, процесс переоборудования транспорта в Пугачеве практически не имеет места. Говорят, это связано с тем, что смеси ускоряют износ двигателя. Опять мы думаем не о людях, а о машинах.

Отравляют воздух владельцы магазинов, кафе, сельхозартелей, предприятий, на территории которых имеются источники выбросов в атмосферу вредных веществ. Как правило, это происходит от нежелания платить за вывоз мусора. Гораздо проще сжечь на заднем дворе упаковочную пластмассу и прочую полимерную тару. Алчность побеждает разум. Не уступают предпринимателям и частники — от дыма костров из сухой травы порой невозможно дышать. Все это является прямым нарушением правил охраны атмосферы воздуха. Но это уже забота соответствующих органов.

Н. Николаев