Сейчас в пугачевском Воскресенском храме начались объемные  восстановительные работы. Более семи лет  здесь не производили никаких ремонтов и храм заметно обветшал, покосился крест на одном из куполов собора. Раньше, при протоиерее А.В. Капцове, как правило, через два года на третий малочисленная бригада мастеров поднималась на купола, покрывала их краской, меняла износившуюся жесть. Несмотря на видимую простоту, процесс этот сложный и требует большой подготовительной работы. Во-первых, нужно добиться блеска покрытия. Поэтому не всякий лак и не всякая алюминиевая пудра подходят для дела. Прежде чем найти оптимальный вариант, верхолазы сделают 12 – 15 проб. Потом нужно подготовить инвентарь и снаряжение для работы на высоте. Как известно, местный Воскресенский собор не пострадал от атеистов. Уцелели кресты и купола. Они сейчас в том виде, в каком были устроены более  века назад. Их можно красить из “люльки”. Это такой железный ящик, подвешенный на стропах, которые крепятся к вершине купола. Технология не совсем удобная и громоздкая. Она связана с различного рода повреждениями покрытия и последующим его восстановлением. Поэтому последние 20 лет кресты и купола красили с лестниц, закрепленных на водосливных откосах. Самое трудное – красить кресты. Здесь, на высоте, даже в тихую погоду всегда гуляет ветер. Чтобы краска не разбрызгивалась, мастер работает небольшой кистью. Другой рукой он держит себя на лестнице. Если сорвется, то, как альпинист, полетит вниз примерно до середины купола, пока страховочный фал не остановит падение. Следует сказать, что с куполов никто никогда не срывался. Правда, случались разные нештатные ситуации, в том числе казусные.  Одна произошла четверть века назад. Тогда красить кресты и купола подрядились три пилота вертолетного полка. Высоты они не боялись, поэтому считали, что легко справятся с работой. После всех приготовлений они через верхний люк вышли к подножию креста. Без привычной кабины, без винта над головой пилоты оцепенели. Их благополучно спустили оттуда люди, далекие от воздухоплавания. Это были братья Александр и Григорий Крошкины. Кстати, они и выполнили вместо пилотов весь объем работ. Братья здравствуют поныне, пенсионеры и, конечно, уже не могут работать на высоте. Заказчик не может контролировать производство работ. Осмотр в бинокль ничего не значит. Разве можно с земли, например, рассмотреть: прокрашены жестяные замки или нет? Ни одна оптика не покажет. Поэтому все зависит от совести мастера, его внутренней силы.

Братья Крошкины – люди светлые, православные, старательные. Они брака не делали. Наоборот, если на высоте видели износ, обязательно восстанавливали поврежденную поверхность. Говорят, что с куполов видны все окрестные села.

Покрытие крестов и куполов новым слоем краски занимает примерно 20 дней.  Высота главного креста, который нам кажется небольшим, составляет 12 метров. 0н сделан из дуба и покрыт латунными пластинами.

Я. Ортнев