27 марта по всему миру отмечается День театра.  Это праздник всех, кто имеет профессиональное отношение к театру, и тех, кто является его поклонником и зрителем. Театральная жизнь Пугачёва  берёт начало в 1904 году, когда благотворительные спектакли  на летней сцене в парке труда и  отдыха  ставили самодеятельные актеры. После революции, гражданской войны  молодежь из драмкружка ставила на сцене агитспектакли, «протаскивала» лодырей и расхитителей колхозной собственности.  

7654
Н. Климова

15 мая 1934 года в городе появился межрайонный  колхозно-совхозный  драматический  театр, 75 %  состава труппы  были актёры-профессионалы из числа  сосланных в Пугачёв  артистов второго МХАТа, обвинённых в троцкизме. Это был сильный творческий коллектив, завоевавший  в 1939 г.  на республиканском смотре второе место. Во время войны театр дал более 90 концертов, поставил 320 спектаклей,  отчисляя  все средства со сборов в фонд  фронта.  Театральная публика наслаждалась игрой актёров и после войны, но в 1960  году  местная власть отказалась  дотировать содержание театра,  и  профессиональный театр прекратил своё существование.  Часть творческого коллектива оказалась в Вольске. Вместо него  в Пугачеве образовался театр народного творчества. Режиссером был энтузиаст сцены М.Г. Павлов, бывший фронтовик-орденоносец, при нём театр стал Народным. Ему на смену в 1971 году пришла  Н.В. Климова – выпускница режиссёрского отделения саратовского культпросветучилища.

Наталья Викторовна заболела театром ещё в детстве –   влюбившись в актёра  В. Тихонова, решила стать артисткой. Отец отвёл её во саратовский Дворец культуры машиностроителей при авиационном заводе, где работал слесарем. Там шёл набор в детский драматический театр. Худенькая девочка с двумя длинными косами играла самые разноплановые роли  –  Снегурочку и Бабу Ягу, например. После школы пошла на авиационный завод слесарем:  нужно было дать возможность доучиться младшей сестре. В 1968 году поступила на театральный факультет культпросветучилища, а его перепрофилировали на режиссёрский. Сначала  Наталья  расстроилась, а потом увлеклась режиссурой  и окончила училище с красным дипломом. Полгода стажировки в драмтеатре К. Маркса  не только повысили мастерство, но и ещё больше влюбили в атмосферу театра. Там она запросто могла общаться с такими небожителями от искусства, как О. Янковский. А кто из девчонок в те годы не был в него влюблён!

Направление получила в Пугачёв.  Директор училища,  напутствуя выпускницу, сказала, что там будут нужны железные нервы. Юная энтузиастка потом не раз вспоминала эти слова. Во-первых, сложно  неопытной девочке руководить театральным коллективом после заслуженного деятеля культуры СССР, который к тому же остался в труппе и ревностно относился к любым промахам молодого режиссёра. Во-вторых, вся деятельность строго контролировалась горкомом партии. В-третьих, летом коллектив постоянно привлекали к сельхозработам,  и никого не волновал плотный график  репетиций. Наталья набрала 3 состава – взрослый, молодёжный и детский. Одна из первых пьес – «Снежная королева», где были заняты 50 человек, а сама она играла две роли: атаманшу и сказочника. За месяц и неделю подготовили «Московские каникулы» А. Кузнецова. Со спектаклем «А всё-таки она вертится»  А. Хмелика  пугачёвцы стали лауреатами Саратовского фестиваля театральных коллективов. На смотр  агиттеатров за восемь дней подготовили сценарий «Мой до дыр»  и заняли первое место. Мысль о дальнейшей учёбе не покидала Наталью, она легко поступила в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Уже на приёмных экзаменах Наталья  Захава, дочь ректора, выбрала её на роль Джульетты. Казалось бы, судьба  актрисы предрешена, но рождение сына прервало учебный процесс, теперь он  заключал в себе всё счастье её жизни. Сын Максим так и вырос на сцене – после садика  прямиком в театр, там ел, там спал. А молодая мама трудилась на износ. Для неё теперь весь мир  – театр.

 Кем только она ни была – и  руководителем драмкружка,  и руководителем агитбригады, и художником. В  1977 году приехал с гастролями вольский театр, а с ним  московские режиссёры, которые искали исполнительницу роли Нины Заречной  в «Чайке» А.П. Чехова, её пригласили в вольскую труппу.  Поехала, роль ей очень нравилась, но заболел  ребёнок, а дисциплина в театре строгая – пришлось пожертвовать артистической карьерой, вернулась в Пугачёв, в парке была вакансия старшего администратора, выбирать не приходилось. При ней в парке жизнь кипела, работал  клуб  выходного дня –  вечером танцы, а вот  днём  площадка  оглашалась криками и смехом играющих детей.  К работе режиссёра вернулась в 1980 г. В коллективе  её любили. Она  учила не только играть на сцене – учила жить, с любым вопросом бежали к ней, и она помогала чем могла. На всех фестивалях-конкурсах  пугачёвский Народный театр  при Доме культуры получал  звание лауреата. В 90-е годы пользовался успехом организованный ею  кукольный театр «Фантазия».

Подросший Максим пошёл по маминым следам, поступил в училище культуры, но не окончил –  увлёкся радио, телевидением, стал замечательным оператором, создателем  собственных фильмов о родном городе. К сожалению, эта работа не даёт дохода, его трудом пользуются многие, но никто не платит.  Его дочь Настя, студентка техникума,  унаследовала от бабушки творческое начало – она прекрасно рисует, пишет стихи. Сама же Наталья Викторовна, уйдя на пенсию в 2003 году, стала чтецом в приходе Воскресенской церкви. Её творческая личность нашла своё выражение и в создании картин, которые недавно заняли  первое место на областном конкурсе.

Л. Шепелева