В преддверии Дня учителя на вопросы корреспондента «Пугачевского времени» отвечает учитель французского и немецкого языков, Почетный работник общего образования РФ Лидия Петровна Дворянчикова.

9876
Л.П. Дворянчикова

– Лидия Петровна, расскажите, как состоялась Ваша первая встреча с французским языком? Когда Вы поняли, что посвятите ему свою профессиональную жизнь?

– С французским языком я познакомилась в школе. У меня была замечательная учительница – Антонина Федоровна Ивашиненко. Меня очаровало звучание языка, и я навсегда в него влюбилась. В том, что я стану учителем, сомнений не было. Я не знала чему отдать предпочтение. Нравились и литература, и русский язык. Все потому, что эти предметы вела замечательный педагог с большой буквы – Людмила Ивановна Мутасова. Очень хотелось походить на нее. Но французский победил. И Мутасова сказала: «Ну хорошо, иди туда, это не так сложно как русский язык и литература. Лучше быть хорошим французом, чем очень сложным руссаком». Я поступила, окончила педагогический институт по специальности французский – немецкий языки.

– Где Вы начинали свою трудовую деятельность?

– Пять лет института быстро полетели и первая школа, которая меня встретила, была в пос. Тургеневском. Правда, там я вела немецкий язык. Французского не было. А потом, когда я вышла замуж и приехала в Пугачев, то мой учитель физики Виктор Иосифович  Бессонов, который работал тогда в Гороно, встретил меня с распростёртыми руками: «Будет тебе французский язык». И ввел французский язык в 3-ей школе. Директор В.В. Устинова мне очень помогала. Руководство школы ввело лицейский класс, где дети вместо одного раза в неделю, изучали французский три академических часа.

Потом я ушла работать в Районо, но никогда не оставляла преподавания. Вела в 3-ей и 5-ой школах немецкий. Но французский был отдушиной.  И когда во 2-ой школе мне предложили вести кружок французского языка, это было настоящим счастьем.
Я мечтаю, чтобы когда-нибудь люди на нашей планете договорились, не было бы войн и все языки были любимыми.

– Нынешние школьники отличаются от предыдущих поколений – без гаджетов и шагу ступить не могут. Согласны ли Вы с этим утверждением? Что необходимо учитывать педагогам при работе с современными детьми?

– Дети у нас замечательные. Они развитые, любознательные, много читают. Я восхищена теми мальчишками и девочками, которые стремятся все познать. То, что без интернета сейчас никуда, это объективная реальность.  Но все должно быть в меру. Книги тоже можно читать в интернете, но он не заменит запаха бумаги, того чувства волшебства, когда прикасаешься к печатной книге. Что нужно учитывать? То, что время не стоит на месте, все развивается, и наши дети тоже. Нельзя относиться к ним, как к себе в их возрасте.

– Наверняка Вы часто встречаетесь с коллегами из других школ, беседуете, обсуждаете какие-то темы. Что заботит сейчас школьных учителей иностранного  языка? Какими проблемами делятся?

– Нет практики общения с носителями языка. С теми, для кого иностранный язык родной. ЕГЭ – оно выуживает знания, затачивает на вариативную систему опроса. Ребенок загнан в рамки. Получается, что без репетиторства не обойтись. Учителей иностранного языка не хватает. Молодежь не идет в школу преподавать. Во-первых, это сложно, во-вторых – заработная плата педагога оставляет желать лучшего. У нас в Пугачеве замечательные учителя. Ищущие, знающие. Я верю, что профессия учителя, вернет свое заслуженное место в системе приоритетов общества и государства. 

– Работа учителя отнимает много времени. Если у Вас выдается свободная минутка, чему Вы ее уделяете?

– Семье – мужу, детям, внукам.

– Не секрет, что сегодня многие педагоги уходят на вольные хлеба, предпочитая репетиторство преподаванию в школе. Оно понятно – и заработок выше, и времени на семью больше остается. Что служит мотивацией для тех, кто остается учить ребят за партами? Как Вы думаете?

– Считаю, что никакое репетиторство не заменит атмосферу школы и класса. Вот 15-20 человек, которые на тебя смотрят и повторяют за тобой. И ты думаешь: «Боже, этот ребенок лучше, чем я». Научи ученика, чтобы было, у кого учиться! У меня мало учеников, которые продолжают мое дело, но такие есть. Станина Наташа она в Москве, насколько я помню, она работает в посольстве. Оля Романова и другие. Ребятишки, которые говорят лучше, чем ты… значит, я научила их, им это помогает в жизни. Французский язык это штучный предмет. Он многое открывает. А литература французская это целый мир. Я не хочу умолять нашу литературу – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Щедрин. Это такие глыбы, что невозможно сравнивать. Но и французская литература  невероятна.  И когда класс погружается вместе с тобой в эту атмосферу… Я не знаю с чем сравнить свои внутренние ощущения при этом. Может быть с дирижером, у которого недавно собранный оркестр взял и заиграл в унисон. Пусть немного сумбурно, но ответила на Ваш вопрос?

– По-Вашему, какое самое главное качество учителя?

– Видеть и слышать ребенка, найти с ним контакт. И конечно, знание своего предмета. Если ты не любишь детей, то в школе делать не чего. Учитель должен быть интеллигентом, в хорошем смысле слова. Не позволять панибратства с учениками и родителями. Когда эту дистанцию убирают, получается чехарда. Дети уже не видят в педагоге примера, идет подмена отношений, чего делать категорически нельзя. А еще нужно очень любить свою профессию.

– Что для Вас День учителя? Если Вы его отмечаете, то как?

– Конечно, отмечаем. Цветы, слова поздравления. И коллеги и детки поздравляют. Это самый хороший праздник, который разбавляет осеннее настроение позитивом. Когда я работала в отделе образования, то в День учителя всегда встречала своих коллег в зале Дома культуры на праздничном мероприятии. Все заходили, улыбались, были счастливы. Там открывались двери, звучала музыка, осенние листочки, цветы. Дух праздника всегда со мной.

– Что бы Вы пожелали коллегам в этот праздничный день?

– Желаю быть здоровыми, счастливыми, хороших учеников и понимающих родителей.

Вопросы задавала Т. Аристова