Валерий Кунгуров окончил Ярославское художественное училище.  Работал в Ярославском ТЮЗе, в других театрах бутафором-декоратором, художником по костюмам, ставил в них спектакли и балеты. Трудился на телевидении, в рекламе, в цирке, участвовал в оформлении спектакля А. Калягина в театре Et Cetera в Москве, иллюстрировал книги. Нью-йоркский журнал «Contact Quarterly» опубликовал серию его рисунков, посвященную танцу. С 1999 года живет и работает в Германии. Работы мастера находятся в разных частных собраниях в России, США, Англии, Франции, Германии, Израиле… Сегодня этот замечательный художник гость «Пугачевского времени».

798

–  Валерий, говорят, что иметь  талант  — это лишь 10 % успеха. Нужно еще его  раскрыть. Можно это сделать самостоятельно или обязательно нужны наставники, учителя? Как Вы думаете?

– На мой взгляд, наставники и учителя нужны. Хотя бы, как минимум, для овладения профессиональными приёмами и навыками. Для «постановки руки и глаза». Но, если повезёт и ты встретишь своего человека , и он сможет стать для тебя Учителем, сможет дать нечто большее , чем сумма умений и техник. При этом совершенно необязательно, что он будет профессионалом в той же профессии, которую выбрал и ты.

– Быть художником – это не просто владение техникой живописи или графики, но и умение быть  проницательным, чутким к человеческим переживаниям и чувствам, видеть в любой детали, в каждом незначительном нюансе проявление чего-то большего. Насколько это сложно, уходить в своих работах от сосредоточения на себе, за рамки своего «Я», открывать для себя наше общее бессознательное?

– Я никогда не задумывался об «общем бессознательном». Точнее, не так… Я никогда не соотносил это «общее» со своей работой напрямую. И уж точно не пытался декларативно его выразить. Скорее, бежать от него. Как и от вульгарной «актуальности» и политичности.

386

– Глядя на Ваши работы я ловлю себя на мысли, что они мне давно знакомы. Именно так я представлял себе персонажей сказок Гофмана, героев итальянской «комедии масок». Вы узнаваемы, у Вас есть свой стиль. Есть мнение, что стиль – это наивысшая степень творческой натуры художника. Считаете ли Вы, что достигли этой наивысшей степени?

– Мне часто говорят, как правило, комплиментарно, что мои картинки узнаваемы и «характерны». Я специально не работал над стилем. Он проявляется сам собой. Говорят, что «стиль это характер». Если это так, то у меня характер «непростой» и «недобрый».

– Почему Вы, успешный и востребованный художник, вдруг взяли и уехали из страны?

– Уехал я без «драмы» и надрыва. Просто сменил место жительства. Захотелось перемен и новых пейзажей. Уехать в Германию оказалось проще всего. Никакой политики.

4568
– Чем Вас привлекает работа театрального художника?

–  Работа театрального художника привлекает меня… задумался! Соучастие в чуде. Я по-прежнему воспринимаю театр, как место совершения чуда. Чаще, это только надежды и разочарования. Но иногда бывают счастливые совпадения всего и всех.

– С одной стороны, изобразительному искусству нельзя быть отдельным от спектакля, с другой стороны — плохо быть просто иллюстратором музыки оперы или балета. Насколько сложно найти общий язык с режиссером, ведь у него свое видение, у Вас свое?

– Найти своего режиссёра – это удача и счастье! И везёт не всем и не всегда. Даже счастливые до поры творческие союзы распадаются. Мне везло несколько раз и, надеюсь, повезёт в будущем. Не повезло, строго говоря, только однажды. Беда, когда режиссёр начинает рассказывать тебе «как надо», «я уже всё придумал». Или другая крайность «мне ничего не надо, кроме двух дверей и трёх стульев».

568
– В свободном доступе очень мало информации о Вашей личной жизни. Приоткроете дверь или это настолько личное пространство, куда посторонним вход воспрещен?

– У меня «неинтересная» личная жизнь, как мне кажется. Я счастлив в браке.

– У нас в Пугачеве есть школа искусств. Кто-то из выпускников обязательно поступает в художественные училища, с перспективой стать профессиональным художником. Чтобы Вы могли посоветовать? К чему нужно быть готовым, на что обратить внимание, чего остерегаться?

– Что посоветовать? «Хочешь быть художником? Будь им!» Но я не завидую современным молодым. Сейчас нет критериев оценки «хорошо-плохо», «художник-не художник».  Да и раньше эти самые критерии были зачастую лукавы и двусмысленны. Сейчас проще заявлять о себе и сложнее удерживать внимание.

– Кто-то сказал, что жизнь – это череда упущенных возможностей. О каких упущенных возможностях сожалеете Вы?

– Я толком не владею иностранными языками. Больше ни о чём не жалею.

– В одном из интервью Вы сказали, что ощущаете себя свободным художником. Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?

– Я так сказал? Глуп был в тот момент, очевидно. Я бы хотел быть свободным художником! Желал бы!! Но, увы! Художник в театре зависим, как мало где. Можно и должно быть свободным за рабочим столом. А далее – череда компромиссов.

34576
– У И. Эренбурга в его документальном цикле «Люди, года, жизнь» прекрасно описана атмосфера и удивительная энергетика Монмартра начала прошлого века, когда там жили и творили Пикассо, Модильяни, Тулуз-Лотрек. Беседы и споры гениев живописи и литературы в кафе «Ротонда»…  Сегодня в Европе можно отыскать что-то подобное или романтическое очарование богемы утрачено навсегда?

– Мне-то кажется, что «романтика богемы» ушла. Но атмосфера арт-кафе кое-где сохранилась. Я наблюдаю нечто подобное, но чаще издалека.

– Вы суеверный человек?

– Абсолютно нет. Не знаю почему. Никогда не был. Наверное, я слишком легкомысленный.

– Начиная работу, вы заранее представляете себе конечный результат или «пробираетесь как в тумане от пролога к эпилогу», как писал Б. Окуджава?

–  Если бы я представлял себе «конечный результат», то не стал бы и начинать!

78
– Ваш обычный день, какой он?

– Мой «обычный» день разный. Обычно я встаю довольно поздно (для среднестатистического гражданина), часов в 10 утра или чуть позже. И до двух часов пополудни я никакой. Очень долго просыпаюсь. Потом очень вяло и невнимательно перебираю бумажки на столе. Работа начинается вечером и заканчивается около двух часов ночи. Если нет сроков и заданий! Тогда я работаю быстрее и чётче. И больше!

– И в заключение, если не секрет, о Ваших ближайших творческих планах?

– Планов много. Много эскизов для фарфора и текстиля ждут прорисовки. Театральные проекты – вилами на воде писаны.

Вопросы задавал С. Аристов

Фото Надежды Дар и Ксении Денисовой