Население нашей страны стремительно нищает. Одной из основных причин негативной тенденции являются экономические факторы общероссийского значения. «Реальная или личная инфляция для россиян значительно выше официальных данных. Она складывается из доходов, повседневных трат, формирования корзины личных сбережений и многого другого. Обычно считается, что личная инфляция примерно вдвое выше официальной. Каждый, кто ходит в магазин и оплачивает услуги ЖКХ и непроизводственного сектора, с этим согласится», — считает старший специалист аналитического центра “Альпари” А. Бодрова.

Мы окончательно не падаем в яму нищеты исключительно за счет собственных усилий. Например, элементарной экономии — только в конце прошлого года продажи продовольственных и непродовольственных товаров в нашей стране сократились на 15%, что обернулось падением оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
На этом фоне сфера услуг зеркально отображает аномальное расслоение нашего общества. Так, 10% наиболее состоятельных жителей РФ тратят на медицинские услуги в 60 раз больше, чем 10% наименее обеспеченных граждан. Еще больше разрыв между богатыми и бедными в оплате услуг учреждений культуры – 80 раз. В случае же оздоровительных услуг курортов и санаториев он достигает 200 раз, сообщают специалисты Аналитического центра при правительстве РФ. Как показывает исследование, после оплаты коммунальных и иных обязательных услуг у малообеспеченных граждан почти не остается денег на лечение, дополнительное образование или культурный досуг. Опросы выявляют, что примерно каждому четвертому жителю РФ уже не хватает средств даже на оплату коммунальных услуг.
Если подобная отрицательная динамика сохранится, то в скором времени лечиться и учиться в нашей стране смогут только обеспеченные люди. Особенно явно это просматривается в провинции.
Закон о введении платы за некоторые услуги в системе школьного образования был принят давно и успешно функционирует не один год. Название не так уж и замысловато – «Закон об образовании» — пусть и границы его слегка размыты. Закон о платном образовании, который планируют внедрять в средние школы в 2017 году, подразумевает тот факт, что школы должны будут перейти на самоокупаемость. Все школы разделятся по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. То есть, здесь не идет речи о том, что родителям теперь придется оплачивать все уроки и т.д. По сути, все базовые предметы останутся на бесплатной основе в своем необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию. Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными.
Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму. Будут введены так называемые профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Этот момент считается достаточно непростым и даже спорным, потому что в раннем возрасте осознанно выбрать для себя будущую профессию очень трудно. Вероятнее всего, выбор «подходящей» профессии нужно будет делать родителям, что возлагает на них недюжинную ответственность за будущее своего чада. Российские школы начнут превращаться в некие организации, приносящие прибыль в казну страны, ведь они смогут сами себя финансировать.
Каждый понимает, что подобные нововведения сделают получение достаточного объема знаний крайне затруднительным. Учитывая все вышесказанное, нельзя быть стопроцентно уверенными в том, что власти проигнорируют некоторые пробелы и недочеты в законе о платном образовании 2017 года. Следовательно, введение платных школ с 2017 года остается под большим вопросом, ведь нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, доходы которых не растут, а наоборот сокращаются.
В отличие от основного общего, бесплатное дополнительное образование наша Конституция не гарантирует.
И тут, что называется, кто во что горазд. Мы уже писали о том, что формально бесплатные кружки при пугачевском городском ДК собирают деньги с родителей, занимающихся в них детей. Якобы на сценические костюмы. На днях, мы узнали, что помимо этого для участия в смотрах или конкурсах родители сдают дополнительные средства. Вроде бы, эти деньги идут на оплату членам жюри. При таком раскладе получается, что дети из малообеспеченных семей автоматически лишаются возможности проявить себя.
Та же история со спортом. Оплата проезда, питания и проживания на соревнованиях, если они происходят в других городах, ложится на родителей. Плюс еще платное снаряжение и оборудование. Не каждый родитель способен на такие траты.
Интересен такой факт, о котором почему-то мало кто знает. Все средства с родителей собираются как добровольные пожертвования. А согласно ст.23 п.5 “Закона РФ о дополнительном образовании”: “Средства, затраченные гражданином на получение дополнительного образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, вычитаются из соответствующей налогооблагаемой базы при расчетах подоходного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах”. Причем, размеры оплаты обучения устанавливаются договором возмездного оказания услуг между образовательным учреждением дополнительного образования, иным образовательным учреждением, реализующим дополнительные образовательные программы, или организацией, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, и гражданином. Интересно, есть ли такие договоры между родителями и городским Домом культуры, например?
Возвращаясь к главному. Учитывая то, что по официальным данным, 40% населения в России живет за чертой бедности, чуть больше трети россиян будут безграмотными и не поступят в институт из-за того, что родители этих детей не будут иметь возможности оплатить обучение.
Мы задаемся вопросом, почему так происходит? Патриотически настроенные политики считают, что все эти реформы вполне могут проводиться системными либералами, которые убеждены, что образование, как и медицина, – это бремя государства, что во время экономического кризиса нужно максимально сокращать расходы на эти сферы. Между тем, давно известно, если говорить про рыночную экономику со времён президента Рузвельта, что расходы на образование и медицину во время кризисов надо увеличивать. Кто экономит на школах, непременно разоряется на тюрьмах.
У нас и медицина, и образование объявлены услугами. Не дай нам Бог учителя или врача, который оказывает услуги. Дай Бог учителя, который воспитывает и учит, и дай Бог врача, который лечит.
С. Вершинин