Известный детский тренер, чемпионка мира по заочным шахматам Л.С. Белавенец в журнале «Шахматное обозрение» №6 2012 г. поместила большую статью «Проблемы детских шахмат». В ней она ответила на многочисленные вопросы учеников и их родителей. Остановимся лишь на двух из них: нужен ли шахматный всеобуч и нужно ли заставлять детей учиться играть в шахматы?

Белавенец пишет: «Уже принято решение, что шахматы в школе будут внедряться, поскольку это очень полезно». Правда, нет ссылки на документ, неизвестно, когда и кем он принят. Чемпионка мира против шахматного всеобуча приводит убедительные аргументы, опасаясь, что шахматы в школе могут превратиться в очередной скучный, ненужный для многих предмет.

Я думаю, что в России китайского образца не будет. Там шахматы включены в расписание уроков с 1-го по выпускной класс. В некоторых регионах и отдельных городах России шахматы – учебный предмет по выбору учащихся, который ведется уже более 20 лет. Накоплен большой положительный опыт работы. В СОШ №14 г. Пугачева уроки шахмат проводились в течение двух лет и закончились в мае 1984 года. Никто никого не заставлял. Классы делились на две учебные группы. Одни занимались шахматами, другие музыкой. Сейчас другое время, другие интересы. Пусть каждый выбирает себе занятие по душе.

Не следует ругать ребенка за то, что он перестал заниматься шахматами. Есть примеры, когда дети бросали шахматный кружок, проучившись 2-3 года, но это не помешало некоторым из них окончить школу с золотой медалью, а затем получить диплом с отличием. Большую ошибку совершают те родители, которые не знакомят своих детей с правилами шахматной игры, а еще хуже делают те родители, которые забирают способных шахматистов из шахматного кружка. В ВУЗах России есть шахматные факультеты, работают две шахматные академии. Тренеры из Саратова и Самары берут на обучение способных детей. Можно в любое время записаться в шахматный кружок, где каждый способен проверить свои возможности.

В. Тарасенко

Вам на заметку:

Рейтинговое агентство предлагает свои услуги в области изучения рынков и его отраслей, а также отдельных компаний и корпораций.