еще не мечетная слобода

В тридцатых годах XVII века на Иргизе появились первые русские. Они бежали от произвола из центра России. Это не были гулящие, безродные, озлобленные люди. Они имели общие традиции, были соединены идейным духом, который получили от своих предков. Не случайно, что на Иргизе не было крепостного права, не было разбоя, а только труд, направленный на освоение территории. Правда, были государственные крестьяне. Но они не являлись помещичьей собственностью, а платили оброк, что-то вроде нынешнего подоходного налога, обладали относительной свободой и потому устраивали жизнь по – своему, исходя из представлений справедливости того времени.

Поначалу беглые люди обосновались в низовьях Волги. Они образовали “понизовую вольницу” или Волжское казачество. Об идеологии казачества следует сказать особо. Это вовсе не воинственный сброд, как хотят представить казачье товарищество некоторые современные историки. Казачество всегда стояло за свободу, за права обиженных, угнетенных, за свой надел земли и за свою веру, никому не навязывая ее и никого насильно не обращая в православие.

Часть казаков проникла на Яик (река Урал). Они основали там в конце XVI века Яицкий городок, ныне г. Уральск. Казаки занимались главным образом охотой и рыболовством, а некоторые – грабежом купеческих и казенных судов на Волге.

Временными обитателями наших краев были в XVII столетии еще и рыболовы – крепостные крестьяне Ново-Спасского московского монастыря. В 1632 году царь Михаил Федорович “пожаловал” этому монастырю «Саратовские Иргизские рыбные ловли». В старину Иргиз изобиловал рыбой, и, прознав про это, монастырь в 1653 году выхлопотал у царя Алексея Михайловича новую жалованную грамоту. Так весь бассейн Большого Иргиза вместе с Малым был отдан Ново-Спасскому монастырю.

Но монастырь, посылая свои рыболовецкие ватаги на Иргиз, не имел возможности основать здесь постоянные поселения своих крестьян из-за набегов кочевников. Однако в 1699 году монастырь поселил своих крепостных против устья Большого Иргиза на реке Волге, основав слободу Малы- ковку (ныне город Вольск), а также слободу Терсу.

В истории нашей Родины XVII век характерен как век широких народных движений: восстание под предводительством Болотникова, ряд восстаний горожан, крестьянская война под руководством Степана Разина. В 1668 году начался раскол в русской православной церкви. Раскольничество сыграло большую роль в истории нашего края в XVIII и отчасти в XIX веках.

Внешним поводом раскола было то, что патриарх Никон ввел некоторые новшества в церковные обряды. С точки зрения современных людей эти изменения несущественны. Но в то время они вызвали резкий протест среди множества верующих.

Люди старой веры, спасаясь от преследований, бежали на окраины России и за границу. С конца семнадцатого века беглые появились на Иргизе. Их приток усилился при Петре I. Тысячи людей убегали от податей, недоимок, от произвола. Тогда-то и была проложена «сиротская дорога» вдоль Иргиза на Яик и Узень беглыми раскольниками, крепостными, колодниками, солдатами. Немало их осело на Большом Иргизе. Малыковцы испытывали симпатии к беглым и в правительственных донесениях указывали, что русских поселений на Иргизе нет, хотя в то время они уже были. Только через 30-40 лет поселения получили официальное признание.

Н.И. Сулейманова, директор краеведческого музея им. К.И. Журавлева