В своем докладе на международной научно-практической конференции «Шахматы, как инновационный учебный предмет в системе образования» известный педагог, заслуженный тренер России Юрий Разуваев заявил: «Просто научить учеников в школе играть в шахматы – это ерунда, а не задача. Мы должны достигать значимых для системы образования целей. В настоящее время в школе нет учебного предмета, который ориентирован на развитие данной базовой способности действовать в уме».

При обучении шахматам дошкольников и учеников начальных классов акцент делается не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий. Вот почему детей должны учить педагоги, а не шахматисты-разрядники.

Курс «Шахматы-школе» базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и трудах Я.А. Понамарева о стадиях развития способности действовать в уме. В курс входят программы: «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год». Преподавать это предложили учителям начальных классов. Специально для них была разработана методика первого года обучения и опубликована в августе 2005 года. Через средства массовой информации мы приглашали учителей начальных классов на занятия в шахматную секцию, но никто не пришел. Роль шахмат в развитии детей родители осознали раньше, чем учителя. О развивающей роли шахмат, шахматист-спортсмен имеет туманное представление. Для него главным является результат в соревнованиях. Поэтому его ученики изучают варианты, дебютные ловушки, которые они очень быстро усваивают. Но это не обучение, а наставление. Вещи необходимо называть своими именами.

В. Тарасенко