Премьер-министр Д.Медведев предложил перевести все социальные учреждения на «семейный график», чтобы родители могли забирать своих детей из детских садов и школ в удобное для них время. С первого взгляда, ничего плохого в этой идее нет. Наоборот, государство заботится о работающих людях и о детях. Но чем обернется это для педагогов?
Сейчас во всех школах и детских садах существует определенный режим работы, предполагающий точное время начала рабочего дня и его окончания. Родители, которые водят детей в садик, знают, во сколько он начинает работать и во сколько надо забрать ребенка домой. То же самое и со школой. Есть расписание уроков, кружков, секций, факультативов и т.д.
Да, не всем родителям это удобно. Многие работают до шести – семи часов вечера и не успевают вовремя забрать ребенка их детского сада. Да и дети, которые уже ходят в школу, заканчивают учебу намного раньше и несколько часов находятся дома одни до прихода мам и пап с работы. Вот премьер и предлагает некий «семейный график», который позволит родителям не волноваться, что их дети находятся без присмотра. Присмотрят воспитатели и учителя.
Чем это обернется для педагогических работников? Вряд ли в связи с этими новшествами увеличатся штаты работников школ и детсадов, вряд ли дополнительное время будет оплачиваться. Как всегда, эту нагрузку втиснут в должностные инструкции и заставят работать до позднего вечера за те же деньги.
Но поручение Д.Медведевым уже дано. Минпросвещения, Минкультуры и Минздрав должны проанализировать режимы работы своих учреждений и оптимизировать их так, чтобы родители могли забирать детей из школ и детских садов в более удобное время. Вопрос о «более удобном времени» весьма неоднозначный. Если родители работают, к примеру, до 22.00 (а таких немало), учебные заведения должны тоже функционировать до этого времени? А если ночная смена? Дети будут в школе ночевать, дожидаясь мам?
Раньше во многих школах и садах были так называемые интернаты и круглосуточные группы. Там оставались дети, родители которых работали допоздна или сутками. Например, была такая практика, когда дети из нескольких деревень учились в школе, находящейся в одном, более крупном селе. Чтобы ученики не ездили каждый день домой, при школе работал интернат. За детьми присматривали, кормили их, помогали делать уроки, организовывали их досуг. Но для этого были специальные условия, работали отдельные воспитатели. На это выделялись немалые средства. Что нам предлагают теперь? При нулевом вложении денег заставить педагогов работать в две смены?
До сих пор во всех школах есть группы продленного дня, так что при желании родители могут определить своего ребенка в такую продленку. Но ведь продленка тоже заканчивается в конкретное время, а родителям это неудобно. Им надо работать, зарабатывать деньги. А воспитателям и учителям не надо. Их задача – охранять деток, чьи папы и мамы заняты.
Премьер велел до 1 июля 2019 года представить предложения по совершенствованию графиков работы школ и детских садов и внести изменения в законодательство.
Когда это произойдет, родители получат все права требовать от школ и детсадов, чтобы ребенок находился в учебном заведении до того срока, которое удобно им. Закон будет на их стороне. А вы, товарищи педагоги, работайте больше!