Первый день дистанционного обучения в режиме самоизоляции для школьников  в Пугачеве начался с неприятностей. Сайт Дневник.ру, на котором должны выставляться домашние задания, рухнул, оказавшись недоступным для посещений.

875

Образовательный процесс спасла социальная сеть ВКонтакте и мессенджеры, через которые учителя поддерживали связь с учениками. На какую такую цифровизацию выделяются огромные деньги, и чем занимается специально созданное федеральное министерство – тема отдельная. Это, конечно, позор, когда в такой стране нет надежного государственного образовательного сервиса. Не меньший позор – ответ областного министерства образования во главе с И. Седовой на жалобы по неработающему Дневник.ру: “По вопросам организации образовательного процесса необходимо обращаться к руководителю образовательной организации или к учредителю”. Седова не только сняла с себя ответственность, но и в принципе не собиралась решать вопросы дистанционного образования в этот кризисный период.

Другой вопрос. Не все родители сидят в самоизоляции, есть те, кто ходит на работу. Как проконтролировать детей? Как быть, если в семье несколько детей – школьников, а компьютер один? В администрациях учебных заведений заявили, что педагоги постараются снисходительно отнестись к возникшим сложностям.
Через несколько дней дистанционного обучения, родители стали замечать, что количество домашней работы для детей выросло в разы. При этом мотивация учиться пропала даже у тех школьников, которые в обычное время сами делали домашнее задание и учились на четвёрки и пятёрки.

Случались забавные казусы. Один родитель рассказал мне, как на эл. почту получил письмо от учителя обществознания своей дочери. Педагог писала: «Ребята, при выполнении задания по обществознанию, проявляйте самостоятельность! Приходиться читать одинаковые работы. Там ведь спрашивают вашу точку зрения, про вашу семью и т.д. Уважайте труд проверяющих! Вас ежедневно у каждого учителя очень много! Это пожелание распространяется и на последующие задания! Надеюсь на понимание и сознательность!»

Папа, которому дочь два дня выносила мозг со своими домашними заданиями, не выдержал и ответил: «Какая самостоятельность? Вы о чем? Как объяснить ребенку, что граждане уклоняются от уплаты налогов не потому, что они плохие, а потому что государство уже выжало их как тряпку, не оставляя для жизни, практически ничего… Выживание одно! Как объяснить, что увеличение расходов на социалку не даст семьям абсолютно ничего – все будет продолжаться разворовываться чиновниками… Вы на самом деле хотите такие самостоятельные ответы? Правильно, нет. Вот родители и отправляют детей за компьютеры, чтобы они искали ответы, которые нужны Вам, а не то, что есть на самом деле». Педагог не нашлась что ответить, да и не ее вина в том, что программа, по которой она учит детей, спущена сверху и далека от реальности.

Эффективность обучения в дистанционном формате гораздо ниже, особенно в текущих условиях. Этому есть несколько объяснений. По мнению экспертов и детских психологов, при обучении за компьютером включается «эффект стекла»: восприятие информации снижается, как если бы учитель находился за стеклом в другой комнате. Кроме того, параллельно с уроком дети часто включают на компьютере ютуб, серфят по интернету и даже играют в компьютерные игры. Так что присутствие ребенка на уроке оказывается минимальным.
Дома у детей нет перемен. Без контроля ребенок часто остается за компьютером во время «онлайн-перемены»: играет в компьютерные игры или смотрит ролики. В итоге эффективным оказывается только первый урок: все остальные чаще всего работают в минус и просто перегружают психику.

И, конечно, потеря мотивации. Обучение начинает казаться бессмысленным, не нужным. Мотивация достижения включается, когда человек стремится к лучшему результату, ради самого результата. Но в текущих условиях правила выставления оценок, проведения контрольных работ изменяются. Непонятно что нужно, чтобы улучшить свои оценки и результаты.

Не стоит исключать и тот факт, что наши учителя не знают как преподавать в дистанционном формате. Вот лишь некоторые сообщения от педагогов в мессенджерах, адресованные родителям: “У меня никогда не было столько работ на проверку! Родители, учитель тоже ведь должен спать! Если не успеваете, присылайте работы на следующий день, а не в полночь…” “Уважаемые родители, в нашем классе есть дети, которые за всю неделю не прислали ни одного домашнего задания. Убедительная просьба сдать хоть что-то…”

Есть иллюзия, что можно точно так же рассказать материал и по очереди опрашивать детей. На самом деле нет. Во время дистанционного обучения нужно четко держать рамку урока: внимательнее следить за тем, чтобы каждое задание, каждый вид деятельности занимал определенное время. Нужно большее разнообразие в видах деятельности, чем на обычном уроке. Чтобы внимание не уплывало, и ребенок работал эффективно. Но при этом разнообразные задания трудно придумать: ведь дети не рядом, а по ту сторону экрана.

Объем домашней работы увеличился в разы. Эффективность урока падает, учителя тревожатся за программу и успеваемость. Привычный способ «нагнать» — начать давать больший объем работы на дом. Но после 3−4 часов компьютерных уроков мозг устает, как после 8−10 часового учебного дня. Дети просто физически не способны сделать «домашку». Родители тоже не могут полноценно помочь: своя работа или просто усталость от четырех стен.

Отсюда вывод – дистанционное обучение в том виде, в каком оно представлено, в частности в Пугачеве – это чистой воды фикция. Оно полностью провалилось. И оценки, которые выставят учителя по его итогам, не будут иметь ничего общего с уровнем знаний учащихся. Потому что в школе самое важное – контакт с педагогом и без него не будет никакого образования.

Д. Малетин, депутат Собрания Пугачевского района, с использованием материалов сайта regnum.ru