Федеральные власти ставят перед региональными, а те перед муниципальными неразрешимую задачу: поддерживать в нормативном состоянии намного больше километров за меньшие деньги, нежели выделяют на содержание федеральных трасс. По этой причине везде так популярен ямочный ремонт. По весне кое-как залепленные дыры вылезают заново, а число и размеры их растут быстрее, чем финансирование.

6543

При таком подходе дальнейшее обветшание местной дорожной сети гарантировано. Ни одна дорога не выдержит 40–50 лет без капремонта, хотя такие дороги в стране есть — и их немало.

Сеть федеральных трасс в России заметно похорошела по ходу XXI века. Модернизированы и перестроены практически все дороги, приводящие к Москве и Санкт-Петербургу. Соединили асфальтом Читу и Хабаровск, плотно занялись трассами «Колыма» и «Лена».

Недоработки, конечно, имеются. Так, к концу 2018 года намеревались довести до 82,8% долю федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям. Это значит, что свыше 10 тысяч километров федеральных дорог нормативным требованиям всё еще не соответствуют. Десять тысяч — не кот чихнул!

У парадных цифр Минтранса и Росавтодора всегда есть обратная сторона. Отремонтировано в 2018 году 8300 км дорог — это хорошо. А сколько не отремонтировано? Аварийность на федеральных трассах в 2018 году снизилась на 4,8% — отлично. А где повысилась? Ведь в целом по стране снижение числа ДТП составило лишь 0,8%.

Ответ очевиден — как раз на тех самых «нефедеральных» дорогах. Кстати, всеобъемлющей статистики по ним нет (по федеральным — в огромном количестве). Нечем хвастаться? По официальным данным, федеральные дороги — это всего 54,3 тысячи километров из общей протяженности дорог в 1,53 млн. километров. Они очень важны, грузооборот огромный!

Но при этом 28% сельских населенных пунктов лишены дорог с твердым покрытием, их обитатели даже не везде (или не всегда) могут выехать на «большак». Проедет ли к ним скорая или пожарные? Как повезет…

По показателю «доля дорог с твердым покрытием» Россия сильно отстает от мировых лидеров — у нас это около 70,4%, во Франции и Великобритании — 100%. Мы уступаем даже Молдове и Таджикистану. Для понимания: утрамбованная щебенка, или грейдер, - это тоже твердое дорожное покрытие.

Вывод: приоритет отдан федеральным трассам. Остальные дороги обслуживаются по остаточному принципу. Результаты такого отношения мы наблюдаем сплошь и рядом — достаточно отъехать от столицы километров на двести и свернуть в сторону.

Интернет-издание “За рулем”, www.zr.ru