Память человека так устроена, что задерживает надолго лишь то, что освещает его жизнь.
Жизнь Галины Николаевны Локтионовой  ярко  расцвечена встречами с интересными людьми. «Мне так повезло по жизни,- говорит она, – рядом всегда оказывались замечательные люди».

Учитель

С большой теплотой она рассказывает о своём отце –  самобытном человеке, бульдозеристе с четырьмя классами образования, который до самозабвения любил лошадей (в войну пришлось их пасти вместо занятий в школе), и в технике разбирался досконально, лучше инженеров с высшим образованием. Начинал он работать в целинном совхозе  «Декабрист», а потом много лет трудился на Берёзовском заводе по добыче камня для строительства.

В Берёзово  семью перевёз В.Н. Асотов, известный в селе человек, мамин родственник. Благодаря ему, мама в своё время получила 10-летнее  образование в Ершовском районе, без его помощи не обходились и здесь. Галина родилась в Берёзове, это её родина. Росла под присмотром старших братьев – Александра и Андрея. Они научили её ездить на велосипеде и брали с собой на все мальчишечьи забавы. Андрей – заядлый грибник и пробудил в сестре такую же любовь к «тихой охоте». Село было тогда большое, до пяти тысяч жителей, школа  средняя. Училась легко, с прилежанием, под строгим контролем мамы. Авторитет учителей был непререкаем. Галя была первой их помощницей, рано стала заниматься общественной работой – сначала в пионерской дружине, потом в комитете комсомола. В детстве мечтала быть врачом, потом агрономом, нравилась работа библиотекаря. Удивительно, но никогда не прельщала её профессия учителя, а окончив  основную  школу с отличием,  поступила вдруг  в Вольское педучилище. Однако  в семье случилось несчастье, и Галина не могла оставить близких в такой момент, на учёбу не поехала, вернулась в родную школу.

Берёзово никак не отпускало. Шла кампания по укреплению связи школы с жизнью, вводились предметы «Трактор», «Сельхозмашины», курс обучения доярок. Галина помнит, как сама участвовала в подобном конкурсе.

В старших классах ребята всегда в страду работали в колхозе. Вместе с другими школьниками разгружала вручную КамАЗы-дальномеры, ремонтировала склады. 9-10 классы работала подменной у мамы на весах. С утра до обеда работала мама, после обеда до ночи  — дочь. Пока ждала последние машины с силосом, учила уроки.  Так что сельский труд ей хорошо знаком, но профессиональный выбор пал на партийную работу.

Попыталась поступить в университет на отделение истории партии, но в то время это было почти невозможно, недобрала всего балл, вернулась в школу пионервожатой, а на следующий год заочно поступила на исторический факультет. Пока училась, работала  в группе продлённого дня,  вела часы биологии, потом подменяла историка, а на последних курсах университета ей доверили вести предмет во всех классах, в том числе и старших. И вот уже 28 лет она ведёт историю в Берёзовской средней школе.

Несмотря на молодость, Галина Николаевна быстро завоевала авторитет среди учителей и учеников. Человек ответственный, пунктуальный, очень эрудированный, она проводит  интересные уроки, ведёт большую внеклассную работу, десять лет была заместителем директора по воспитательной работе,  много лет подряд   возглавляла комиссию по выборам. Ни один праздник в селе, ни одно массовое мероприятие не обходится без её участия. Как классный руководитель она сделала четыре выпуска, и каждый – любимый. «Звёзд как будто бы нет,- говорит она,- но такие все замечательные, родные».

Ребята из третьего выпуска были настоящими единомышленниками. Это с ними в 2006 году она открыла в школе музей, который насчитывает сейчас более 200 экспонатов. Музей хранит материалы по истории школы, истории села, собран значительный материал о выпускниках, участниках войны и тружениках тыла, о репрессированных. Есть экспозиция русской избы, выставка национальной одежды разных народов, представители которых живут в селе. Последний выпуск  —  все активные участники конкурсов и конференций, дипломанты и победители – гордость учителя. Не зря музеи называют хранителями времени, средоточием исторической памяти. Использование его материалов на уроках помогает Галине Николаевне прививать любовь к истории родного края, воспитывать настоящих патриотов, вдумчивых исследователей. На перекрёстках памяти сходятся картины далёкой истории и судьбы недавних выпускников, школьники встречаются с живыми ветеранами Великой Отечественной и участниками современных локальных войн, тружениками тыла и передовиками хозяйства. Это не может не воспитывать активной позиции в восприятии современной жизни с учётом уроков истории, а значит, и настоящих хозяев своей судьбы и вершителей  судьбы страны. Школьный музей в Берёзове третий год подряд является победителем районного смотра-конкурса школьных комнат-музеев и экскурсоводов. Галина Николаевна может подолгу говорить о своих учениках, и голубые ясные её глаза горят неподдельной любовью к ним. Дети отвечают ей тем же. В прошлом году учитель высшей категории Галина Локтионова заняла 2 место в конкурсе «Лучший сельский учитель истории».

Галина Николаевна живёт со старенькой, но очень подвижной для своих лет мамой. В соседнем посёлке Заволжском  —   младший брат Андрей с семьёй, крепка связь с Александром, живущим в Белоруссии. Есть близкие подруги. Растворившись  в  школьной и общественной жизни, в заботе о близких, Галина часто забывала о себе, собственные интересы   всегда оказывались на втором плане.  Почему-то всегда, когда в её судьбе появлялась любовь, жизнь ставила её перед выбором, связанным с переездом.  Так и не решившись оставить тех, кто нуждался в ней, Галина Николаевна  по-прежнему посвящает всю себя школе и детям. С удовольствием занимается своим небольшим хозяйством, огородом, консервацией, печёт пироги и торты для близких, вышивает крестиком и бисером.

Т.И.Трапезникова, директор Дома-музея Чапаева, заинтересовалась вышитыми ей иконами и, восхитившись неподдельным мастерством, собирается заняться организацией её  выставки. Однако многие свои работы она подарила близким, так что все собрать не удастся. Кроме вышивки, к хобби Галины Николаевны можно отнести и цветы, которых у неё множество и в классе, и дома, и во дворе. Видимо, это стремление к гармонии. Оптимист по характеру, она считает себя счастливым человеком. Запали ей в душу слова преподавателя на курсах по основам православной культуры: «Что такое счастье? Вот мыть полы – это счастье?  

Большое счастье, если есть ЧТО мыть, для КОГО, что САМИ можете это делать». А ей есть для кого создавать красоту, и сил для этого хватает, несмотря на проблемы со здоровьем. А это и есть настоящее счастье. Пожелаем ей здоровья и успехов в преддверии профессионального праздника – Дня Учителя.

Л. Шепелева