6 сентября члены клуба «Старость в радость» при ГАУ СО КЦСОН отправились по туристическому маршруту «Башкиры Заволжья. Дружба с Л.Н. Толстым». Поездка приурочена к 190-летнему юбилею великого русского писателя. Любознательные пенсионеры, с большим интересом внимавшие в дороге рассказу директора краеведческого музея Н.И. Сулеймановой об истории Николаевска и его улиц, о пробегавших за окном автобуса Давыдовке и Клинцовке, о башкирах и их легендах об Иргизе, наконец оказались на въезде в Бобров Гай.
Здесь их уже ждала Т. М. Байсалямова, хранительница истории села, учительница, которая 13 лет на пенсии, но в школе чуть ли не каждый день: там её детище – комната-музей краеведения и национальной культуры. Без неё не обходится ни одно мероприятие, вот и сейчас она ведёт гостей к святыням башкирского села – памятнику павшим в Великой Отечественной войне и мемориальной доске, сообщающей о большой дружбе Льва Толстого с башкирами. В 2015 году эту доску установили по инициативе авторов проекта-победителя в международной конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере» при ЛИЕНе в г. Саратове.
Два года ученицы СОШ № 3 Лариса Ермакова и Эльвира Нарбикова под руководством учителя литературы Г.А. Коркинойзнакомились с материалами биографов писателя, краеведов, историческими документами, общались с научным сотрудником института истории, языка и литературы г.Уфы М.М. Маннаповым, писателем-краеведом Ю.И. Бычковым, руководителем школьного музея Л.Толстого с.Патровка Алексеевского района Самарской области В.П.Салазкиной и пришли к выводу, что в 1862 и затем в 1871 и 1883 годах, лечась кумысом в башкирских кочевьях на Каралыке, писатель побывал, судя по его письмам, и в кочевьях вдоль рек Иргиз и Камелик в Николаевском уезде, в том числе и на месте расположения современных сёл Бобров Гай и Максютово. Они загорелись идеей увековечить дружбу Толстого с башкирами и вместе с директором музея, консультантом проекта, обратились за помощью в администрацию, а Л.Н.Новикова, бывшая в то времязаместителем главы района по социальным вопросам, предложила открыть туристический маршрут и привлечь сюда почитателей писателя со всех концов страны, появилась идея возродить производство кумыса, что дало бы рабочие места для жителей, вернуло в село молодёжь, превратило бы эти прекрасные места в здравницу. Но увы, энтузиастов не нашлось – всё уперлось в финансовые проблемы, и огонёк надежды на возрождение села потух, правда, туристический маршрут местного значения был открыт и действует – благодаря директору музея Н.И. Сулеймановой, Г.Н. Коркиной, Т. М. Байсалямовой и её сестре, а также школьным работникам.
Редеет население, старожилы из всех сил пытаются сохранить духовную суть национальной культуры, передают детям её наследие – то, чем восторгался Толстой. ТанзиляМухамедьяновна сетует, что дети не знают письменной грамоты родного языка (а без языка нет народа), сейчас из школьной программы убрали даже факультативный час. Одна надежда – на мечеть. Там учат читать молитвы по-арабски и писать на родном языке. Силы энтузиастки на исходе, молодёжи, готовой принять эстафету служения памяти о старине, на горизонте не видно. Побывав в мечети и на месте захоронения святых у Святого озера, послушав легенды и свидетельства старожилов села, пожилые туристы прониклись уважением к подвижническому труду энтузиастов возрождения башкирской культуры, испытали на себе прославленное гостеприимство башкир, оценив вкус отменного бешбармака и сурпы, кислого топлёного молока и национальной выпечки, умилились башкирским песням и танцам малышей в школе и уезжали в Пугачёв с одной мыслью: «И один в поле воин – это хорошо, но… за державу обидно».
Л. Шепелева