Сегодня в рубрике Мир увлечений на вопросы корреспондента «Пугачевского времени» отвечает мастер татуировки из Москвы Владимир Лисицын.
– Искусство татуировки по разным данным насчитывает по крайней мере 8000 лет. Об этом свидетельствуют татуированные мумии со всего света. Как и в других видах искусства, в татуировке за этот огромный период времени произошли колоссальные изменения от средств нанесения рисунка до разнообразия стилей и техник. Чем сегодня работают продвинутые мастера тату в Москве, есть ли места, где они собираются, обмениваются мнениями, новыми течениями моды на татуировки?
– Если говорить о «продвинутых», то они мало чем отличаются от начинающих в плане используемого инструмента. В натруженных руках по-прежнему жужжат индукционные и роторные машинки, у каждого свои предпочтения. Краски, иглы и прочая фурнитура используются по принципу кому что нравится. Вопрос цены и качества, как и прежде, проверяется исключительно методом «тыка», в прямом смысле слова. У меня, естественно, есть свои предпочтения, но называть какие-то конкретные брэнды дело неблагодарное, всё индивидуально. Собираются ли мастера в каком-то конкретном месте в Москве, я не знаю. Обычно собираются все раз в год на тату – конвенции, и этого вполне хватает. Татуировщики в большинстве своём – творческие люди. Каждый считает себя непревзойдённым мастером своего дела, и собираться для того, чтобы поделиться собственным опытом в нерабочее время, было бы как-то странно. Другое дело, если к какому-нибудь профессиональному мастеру приезжают в салон, чтобы перенять опыт, это вполне может быть. Я лично сам много раз помогал освоить азы этой профессии начинающим мастерам, которые были в поисках.
– Как Вы стали мастером тату? Помните свою первую работу?
– Желание стать татуировщиком было всегда, но не всегда была возможность. В то время, когда я начинал, комплект оборудования стоил приличных денег. Это сейчас можно начать почти за бесценок, потому что конкуренция велика и существует интернет, через который можно найти всё, что тебе по карману. Первую татуировку я прекрасно помню, это был мчащийся в огне череп на мотоцикле. У меня в ту пору был знакомый приятель байкер, который не сомневался в моём таланте и бесстрашно согласился подставить мне своё плечо под первую пробу. К слову сказать, всё прошло замечательно, и татуировка вышла на славу.
– Настоящий татуировщик, мастер своего дела – это ведь не просто ремесленник, освоивший технику протыкания кожи иглой по заранее заданному эскизу. Как правило, это еще и хороший художник. Собственный эскиз есть элемент творчества, гордости. Наверное, и цена за такое тату эксклюзивная?
– Может это покажется странным, но я себя не считаю выдающимся мастером тату. Я умею рисовать, могу самостоятельно разработать почти любой эскиз, разбираюсь во множестве нюансов, но тату для меня не единственное занятие в этой жизни. Скорее всего, я ремесленник. Я могу спокойно жить и не делая татуировок. Более того, в последнее время я чаще отказываюсь от каких-то мелких работ, предпочитая потратить время на что-то другое, где можно заработать значительно больше, хотя и с меньшим интересом. Дело в том, что у меня нет собственного салона и никогда не было. Я надомник. Это многое меняет в жизни любого татуировщика. Я не заманиваю клиента с улиц. Ко мне приезжают исключительно по «сарафанке», т. е. по рекомендации. У меня не самые дешёвые цены, но и не заоблачные. Я не беру денег за эскизы, за дополнительные цвета, за анестезию (если она нужна) и вообще не накручиваю ни на чём лишнем. В моём случае цена рассчитывается в зависимости от количества процедур.
– Как я понимаю, время исполнения заказа зависит от многих факторов – размера татуировки, стиля, в котором она исполнена, степени реакции организма на внешнее воздействие и так далее. Самая долгая по продолжительности работа в Вашей практике?
– Да, бывает по – разному. Есть клиенты, которые приезжают постоянно много лет до сих пор и что-то просят добавить, пририсовать к уже нарисованному. Из самых первых работ и в то же время самых глобальных были крылья во всю спину. Делал я её шесть процедур по пять часов каждая. Не могу сказать, что это была сложная работа, но трудоёмкая невероятно. В практике бывали работы и поменьше, но по сложности значительно круче. Сравнивать сложно. Многое зависит от бесконечного количества факторов: места расположения тату, возраста клиента и состояния его тела, болевого порока и т. д. Прибавьте ко всему перечисленному характер человека и получите примерный результат потраченного времени на процедуру. Где-то рядом обозначится и цена.
– Самая необычная татуировка, которую Вы делали?
– Из необычных, отбрасывая всякие приколы и ужастики, могу выделить, пожалуй, только одного своего клиента, который с первой процедуры задал какую-то вольную тему, а дальше по ходу дела только периодически предлагал (и так бывает до сих пор): «А давай-ка вот тут ещё вот такую загогулину нарисуем!». Стиль, в котором мы работаем с ним, называется «Дотворк». Очень мне нравится это направление, несмотря на то, что получается у нас не столько сам «Дотворк», сколько его псевдо.
– Футболист французского «Пари Сен-Жермен» Ибрагимович, например, сделал татуировки, чтобы обратить внимание на проблемы с голодом по всему миру, актер И. Охлобыстин, по его словам, запечатлевал на своем теле определённые этапы своей жизни – рождение детей и т.д. Известный боец Джефф Монсон сделал татуировку памятника «Родина – мать», чтобы показать свой патриотизм и любовь к России. А что движет основной массой заказчиков?
– Основной массой движет, как мне кажется, веяние конкретного времени. Особенно это заметно по более молодой публике. В зрелом возрасте заложена философия жизни, сознание чего-то главного, достигнутого или потерянного. В юношеский период это скорее всего – стремление стать более заметным в обществе, в своих кругах, в тусовках. Согласитесь, значительно легче выделиться среди сверстников какой-нибудь красивостью на теле, нежели внутренним миром за счёт прочитанных книг. Девушкам кажется, что с орнаментом на пояснице они будут выглядеть значительно привлекательнее, чем те, кто без орнаментов. В некоторых случаях так и есть, но мы же с вами понимаем, что орнамент не сможет прикрыть собою безграмотность и отсутствие элементарных способностей бытового характера. В любом случае, если ко мне приходит клиент, который говорит, что он хочет татуировку, но не знает, какую именно, я не стараюсь предлагать всякие варианты, я стараюсь отговорить от процедуры. Несмотря на то, что это в какой-то степени мой хлеб, я даю понять, что лучше не вестись на веяние моды, а подойти к этому вопросу более осознанно. При этом я уверен, те, кого я смог переубедить когда-то, благодарны мне не меньше, чем те, кого я переубедить не сумел. В общем, полный баланс.
– Ваш совет, как не попасть в руки шарлатана человеку, который решил сделать себе тату? Ведь не секрет, что на многочисленных сайтах можно под видом якобы своих работ выставить фото татуировок других мастеров и таким образом заманивать клиентов?
– Совет простой. Качественная татуировка не может стоить дёшево. Если ищете мастера, постарайтесь искать его через реальных людей, на теле которых видна его работа. Во многих салонах Москвы всегда была и есть до сих пор текучка кадров. Если в салоне работает мастер, поинтересуйтесь, сколько лет он работает в данном салоне. Если он там работает более пяти лет, значит, уже есть шанс попасть в надёжные профессиональные руки.
– Что Вы считаете верхом мастерства в искусстве тату? Какой из стилей самый виртуозный?
– Верхом мастерства можно считать железные нервы. Не будем забывать, что публика бывает разная. Умение быть доброжелательным ко всем, терпимым к разного рода обстоятельствам – это большой талант и, если хотите, дар божий. На стиль это не влияет. У каждого мастера есть свой конёк. Если говорить более конкретно, то, конечно, портретная живопись в тату – это наиболее сложная тема. Качество портретного сходства зависит от множества причин и нюансов. Но мы же понимаем, что клиенту не нужны никакие аргументы, если вместо портрета жены на его бицепсе окажется что-то непохожее.
– Насколько татуировка безопасна в плане заражения человека всякими болезнями, передающимися через кровь?
– Если всё делать по правилам, опасаться нечего. В настоящее время в большинстве своём всё одноразовое. Себестоимость затрачиваемого материала всегда будет значительно меньше, чем неожиданно свалившиеся на голову проблемы. Иногда своим клиентам после окончания процедуры я говорю: «Если вдруг что-то будет заживляться не так, если вдруг возникнут какие-то осложнения, если вы почувствуете, что без срочного вмешательства скорой медицинской помощи вам не выбраться, не постесняйтесь, звоните в мне в любое время дня и ночи!..» и через паузу добавляю: «Чтобы я успел собрать чемоданы и сбежать за границу!»
– Владимир, насколько я знаю, Ваша супруга тоже имеет отношение к творчеству. Она пишет прекрасные картины. Расскажите немного о ней и вообще о своей семье, если это не секрет.
– Моя жена творческий человек во всех отношениях. Она пишет удивительно красивые картины, пишет удивительно красивые стихи, шьёт, готовит наивкуснейшие блюда и вообще стремится к совершенству во всём. Естественно, для меня это самая красивая, любящая меня женщина. Но я с нею, например, не пойду ни под какими пытками ни по каким магазинам. Если такое случается иногда по моему малодушью, то в такие моменты больше всего на свете мне хочется умереть и не воскреснуть. Её кропотливости, выборочности, терпению и проверке качества товара могут позавидовать самые отъявленные ревизоры. О детях писать смысла нет. Дети прекрасны. Дай Бог им здоровья и безмятежности. У меня на сегодня много родственников, много близких друзей, я всех их считаю частицей своей большой семьи. Благодарю судьбу за подаренные родственные связи души и сердца.
– Говорят, что ни в коем случае нельзя принимать алкоголь во время сеанса ни мастеру, ни клиенту. Это примета или этому есть свое объяснение?
Я никогда не работаю под алкоголем. Под алкоголем я могу лишь мазать холсты масляными красками. Клиентам не рекомендую принятие алкоголя по той простой причине, что происходит расширение сосудов и процедура больше напоминает донорский кружок. Кровь хлещет так, что приходится по новой перебеливать потолки. Шутка. Кстати говоря, вопреки сложившемуся мнению и болевой порог не становится выше. Пьяный человек иной раз визжит и покряхтывает куда более чаще, чем он же, но трезвый. Вообще, я за здоровый образ жизни, а в профессии тем более.
– Сколько было за Вашу практику клиентов, по каким-то причинам недовольных Вашей работой, как Вы решали эти проблемы?
Недовольных клиентов у меня практически не было. Были какие-то добивки, доработки, но так, чтобы кто-то реально был недоволен, я не припомню. И то чаще такие корректировки происходят в процедурах по перманенту, это когда рисуются глаза, брови, губы, а вот в тату всё идёт как и положено: размеренно, доброжелательно и без лишних стрессов. А главное, как я уже сказал выше, железные нервы нам в помощь!
Вопросы задавал С. Ковальский