Под кризисный “шумок” индексация тарифов ЖКХ в России всё-таки состоится. Власти снова будут решать проблемы разваливающейся отрасли за счёт населения, которое осталось без денег в кризис. Почему так получается?
Многие жители России с одобрением восприняли недавнее заявление главы Минстроя Владимира Якушева, который допустил, что с 1 июля планового увеличения тарифов ЖКХ не будет. Совершенно непонятно, какой логикой руководствовался министр, заявляя такие вещи. Почему? Потому что в одночасье его робкое заявление было погребено под лавиной критики со всех сторон. Ведь отказ от повышения тарифов ЖКХ – это удар по всей отрасли, по предприятиям, и вообще – почему министр одним своим словом решил зачеркнуть получение всех “выпадающих доходов” за счёт населения? Негоже.
Против выступили буквально все. 10 июня состоялась онлайн-конференция “ЖКХ после пандемии – вызовы и решения”, где в Якушева полетели стрелы негодования. Причём негодование это показало раскол как в самом Минстрое, так и в понимании того, кому вообще нужно это повышение и зачем.
Против своего шефа неожиданно выступил заместитель главы Минстроя Максим Егоров. И решил крыть вопрос серьёзными цифрами. Он сказал, что выпадающие доходы (самая популярная формулировка последних месяцев) коммунальщиков составят 300 млрд. рублей, а сфера ЖКХ якобы уже бьётся в конвульсиях, так как её доходы к концу июня просядут на 70-80 млрд. рублей.
Отрицать не будем – в сфере ЖКХ много развалившейся и нуждающейся в срочном ремонте инфраструктуры (по оценке самого Минстроя, износ достиг 60 процентов). Поэтому против сохранения тарифов ЖКХ на уровне прошлого года выступили также в Федеральной антимонопольной службе, где сказали “Коммерсанту”, что идея заморозки “прямо противоречит поручению президента о моратории на ухудшение условий работы ресурсоснабжающих организаций”.
Против оказалось и Минэкономразвития, которое “опирается на понимание того, что индексация тарифов должна соответствовать одобренным правительством параметрам социально-экономического прогноза”. Для экономии времени и нервов читателей я не буду приводить мнения так называемого отраслевого сообщества, которое, конечно, готово биться за каждую копейку в каждой платёжке каждого гражданина в каждом регионе страны.
Как образуются тарифы ЖКХ
Как формируются тарифы в ЖКХ – история мутная и долгая. Но индексируются они по довольно простому принципу – так, чтобы совокупный рост платежей граждан за услуги ЖКХ укладывался в уровень инфляции за предыдущий год. Предельный рост платежей ежегодно устанавливает правительство России. Для каждого региона эта планка определяется отдельно, и превышать её нельзя. Если же субъект Федерации каким-то чудом уложится в меньший показатель, то этот регион – молодец, которого похвалят в федеральном центре.
Известно, что главными лоббистами повышения тарифов ЖКХ являются Минэнерго и Минстрой. Оба министерства постоянно утверждают, что инфраструктура разваливается и для этого население почему-то должно платить всё больше и больше. И тут нет никакой логики, ведь если население всё время платит больше, то с течением времени ремонта должно требоваться меньше. Ан нет. Оказывается, что чем больше люди платят за ЖКХ, тем в более ужасающем состоянии пребывает “коммуналка”.
В 2019 году индексация тарифов была двухэтапной в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20%. С 1 января 2019 года тарифы увеличились на 1,7%, с 1 июля – на 2,4%. В сумме – 4,1%. Устанавливая федеральную планку роста тарифов, правительство, как сказано, руководствуется инфляцией, то есть они поднимаются сообразно удорожанию всего в экономике. Пресловутый “таргет” соблюдается и тут. Однако в 2020 году правительство России не устанавливало единый индекс роста тарифов в целом по России, а расписало его только регионам. Сделал это ещё в октябре 2019 года своим распоряжением Дмитрий Медведев. Так, по Медведеву, в 2020 году Чечня должна поднять тарифы на 6,5%, Кабардино-Балкария – на 5,4%, Москва – на 5% и так далее.
Людей пытались не забыть. Но только на бумаге
Парадокс всей системы состоит в том, что людей ведь никто не игнорирует, о них якобы проявляют заботу, однако население всё равно страдает. Для Минстроя и Минэнерго долгое время настоящим флагом была фраза “рост тарифов ЖКХ не касается самых бедных и малоимущих”. Что чиновники имели в виду?
В России действует система субсидий семьям, если размер их платежей за ЖКХ превышает определённую долю их доходов. Федеральный стандарт – 22%. То есть если семья вынуждена отдавать более 22% своих совокупных доходов за “коммуналку”, то она вправе получить компенсацию. Размер этой компенсации равняется той сумме, которую семья заплатила выше 22%.
Причём по регионам этот стандарт разнится. В “человеколюбивой” Москве это 10%, что является исключительной заслугой председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, добившейся снижения “максималки” в бытность депутатом Мосгордумы. Но таких радужных 10% больше нет нигде (минимум – 15%, хотя регионы вправе сами устанавливать порог ниже федерального). Но и сейчас звучат предложения снизить порог платежа для субсидии малоимущим.
12 мая заботу о людях на словах проявил Минстрой. Там рассказали о наличии у правительства планов снижения федерального порога с 22% до 15% и объяснили это пониманием того, как коронавирус повлиял на население. Однако с тех пор мы не слышали об изменении федеральной планки, зато слышим о росте тарифов.
Поможет ли такая субсидия людям? И да, и нет. Эти хвалёные адресные субсидии могут получить далеко не все нуждающиеся. Критерии строгие, бумажек много, подтверждать доход семьи непросто. Учитываются все льготы и выплаты. Например, получишь на ребёнка 3 тысячи рублей, это зачтут в семейный доход и лишат субсидии. А если в семье есть неработающий, то субсидию не дадут, если он не стоит на учёте как безработный. Так субсидия из реальной превращается в бумажную.
Наконец, в России действует мораторий на штрафы за просроченную “коммуналку” до 1 января 2021 года. Он был введён постановлением правительства № 424 как мера помощи населению. Ведь не секрет, что граждане, лишившиеся работы из-за коронавируса, перестали платить и за ЖКХ. Постановление же запретило начислять людям пени и штрафы.
Что важно? Эта мера помощи является полумерой. Да, до 31 декабря 2020 года никаких штрафов и пени за просроченную “коммуналку” вам не придёт. А что потом? Потом гражданин получит квитанцию за все те месяцы, когда он не мог платить. Причём вместо заморозки тарифа с 1 июля его ещё и проиндексируют. Вот так решили “поддержать” население в кризис.
Все силы помощи – предприятиям
Что получается в итоге? Сфера ЖКХ сейчас проседает, но потом может с лихвой отыграть все потери, разве что без пени и штрафов. Вот почему все ресурсные компании так “топят” за индексацию тарифов “по-медведевски”. Если уж не получить доход от штрафов, то пусть хоть за повышенные тарифы заплатят.
Говорить об адресной помощи именно предприятиям ЖКХ, а не людям, приходится из-за отсутствия сферы ЖКХ в перечне пострадавших отраслей. Общероссийский народный фронд отметил 11 июня после онлайн-конференции по ЖКХ:
Минстрой России предлагал включить сферу ЖКХ в список отраслей, максимально пострадавших от последствий пандемии, что позволило бы соответствующим предприятиям получить ощутимую государственную поддержку.
И раз ЖКХ в перечне нет, то, по логике чиновников, остаётся единственный выход – решить проблемы ЖКХ за счёт самих граждан, а также региональных бюджетов. Предполагается взять у людей и регионов те “выпадающие доходы”, которые недополучили компании из-за коронавируса. Однако тут не учтено, что ровно так же эти “доходы” “выпали” и из карманов граждан, и из “заначек” бюджетов.
Получается, что компании обретают поддержку сразу из двух источников, лишь бы вся “коммуналка” не рухнула окончательно. Регионам разрешают понижать как порог максимального платежа для малоимущих, так и тарифы ниже федеральных планок, но вы думаете, они этим воспользуются? Едва ли.
Состоялось это совещание. Была выдвинута идея не повышать тарифы в этот сложный момент. Но большинство ведомств, практически все, проголосовали за повышение. Меня возмутило, как они это обосновали. Минстрой говорит: нет, это выпадающие доходы коммунальщиков. А это наши с вами деньги, которые у нас сейчас пропали. Например, мы работу потеряли. Но эти деньги уже кем-то учтены как их будущие доходы. То, что они выпали благодаря кризису, ведомства просто не заметили, – описал ситуацию в беседе с Царьградом финансовый эксперт Ян Арт.
Самое смешное – дальше. По словам Арта, объяснение ФАС о том, что “идея не повышать тарифы противоречит поручению президента о моратории на ухудшение условий работы ресурсоснабжающих организаций” не выдерживает никакой критики. То есть, получается, Путин велел отобрать деньги у населения?
Нет, ребята. Вы выполняете поручение президента так, что в отношениях с другими частями инфраструктуры ресурсоснабжающие предприятия не должны ухудшить свои условия. Но президент не поручал помогать экономике за счёт населения. У него в поручении не было “или – или”, – объяснил суть происходящего эксперт.
Совершенно бесчеловечной оказалась и позиция Минэкономразвития. Напомню, там “опираются на понимание”, что повышение тарифов должно соответствовать прогнозам и параметрам, которые одобрило медведевское правительство ещё в октябре 2019 года. Всё ведь уже посчитано заранее.
“В переводе на русский язык это значит: а как же мы можем не повысить, когда мы это ещё в декабре прошлого года в прогнозы заложили? Ребят, бегите и перепишите эти прогнозы”, – заявил в этой связи Арт.
Напоследок надо сказать о малоимущих. Как заявил Арт, для многих на том самом совещании было откровением, что в стране, оказывается, есть люди, которые платят за “коммуналку” более 22% своих семейных доходов. Это вообще лучше всего иллюстрирует уровень понимания чиновниками того, что значит для населения повышение тарифов ЖКХ.
Ведь вместо помощи компаниям (а они в ней нуждаются) за счёт населения можно было бы оказать им адресную помощь. Поддержать ЖКХ точно так же, как уже поддержан малый и средний бизнес. А вместо отсрочки по платежам заморозить и рост тарифов. Но не случилось ни того, ни другого. Итог всем очевиден.
Е. Кучер, tsargrad.tv