Воздух, которым мы дышим, стал чище. Если 5-6 лет назад выбросы вредных веществ в атмосферу составляли в Пугачеве около трех тысяч тонн, то сейчас около тонны. Связано это с рядом обстоятельств. Приостановили работу главные загрязнители воздушного пространства – карьеры и асфальтовые заводы. В том, что они омертвели – радости мало. Как показывает практика элеватора, вредного воздействия на окружающую среду можно избежать, не останавливая производство. Экологического благополучия руководители предприятия  добиваются за счет технического решения проблем. На уменьшение выброса пыли в прошлом году на элеваторе потрачено 1,3 миллиона рублей, за два месяца текущего года планируется израсходовать еще 1,8 миллиона рублей.

Загрязняют атмосферу выхлопные газы машин. Не считая транзитного транспорта, в Пугачеве около 24 тысяч автомобилей разных марок. Число их растет. В свое время, чтобы снизить вредный эффект от их эксплуатации, была идея перевести местный транспорт на газообразное топливо. По крайней мере, существуют два момента, которые хоронят это, казалось бы, чистое предложение. Во – первых, нужно построить обилие газозаправочных станций. Частный бизнес к этому относится настороженно и не видит перспектив. Во – вторых,  метан разрушает двигатели машин, их поршневую группу. Сейчас доля газообразного топлива в общем потребляемом объеме бензина и соляра составляет менее одного процента. Чтобы машины не «чадили» сверх меры, нужен контроль за техническим состоянием транспорта со стороны милицейских ( полицейских) служб, транспортной инспекции. На этот счет у них достаточно полномочий. Что касается транзитного транспорта, который отравляет жизнь Пугачеву, то мы избавимся от него только с завершением строительства второй очереди объездной дороги Самара – Волгоград. Когда это случиться – не скажет никто, даже председатель бюджетной комиссии Саратовской областной Думы, наш депутат В.В. Капкаев. Во всяком случае, в этом году средства на строительство объездной трассы не выделены.

Говоря о чистоте воздуха, нельзя не сказать о зеленых насаждениях в городской черте. Простая истина: чтобы нейтрализовать вредное  действие одного автомобиля необходимо не менее 10 деревьев. Летом дерево средней величины за 24 часа выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек, листва деревьев активно улавливает пыль. Можно приводить и приводить примеры чудодейственной силы зеленых насаждений. Специалисты должны знать, какие породы нужны Пугачеву. Например, каштаны. В отличие от многих других деревьев, каштан разлагает ядовитые вещества почти без ущерба для своего здоровья. Кстати, он хорошо у нас приживается.

Казалось бы, решение многих экологических проблем воздушной среды находится на поверхности, оно очевидно и доступно, но в муниципальных кабинетах сторонятся масштабных проектов. В прошлом году запланировали посадить 200 деревьев, но посадили вдвое меньше и то в центре города, в сквере, поближе к чиновничьим окнам.

В общей сложности в Пугачеве 26-28 тысяч деревьев. В основном, это вяз, посаженный в середине прошлого века. Время его кончилось или кончается. Необходимо масштабное обновление деревьев. Не бездумное, лишь бы что – то повтыкать в почву, а программное, взвешенное, рассчитанное на потомков.

Отдельный разговор – зеленая зона вокруг Пугачева. В свое время все объемы работ на склонах сырта  были выполнены на энтузиазме. Люди, которых уже нет в живых, оставили нам прекрасное наследие, но отношение к этому наследию печальное. Лесхоз не может вести уход за насаждениями, потому что земли городские, а город не может поддерживать порядок, потому что не располагает соответствующей базой. Это противоречие длится десятилетиями. Парковая зона ветшает, захламляется, дичает.

Есть проблемы, решение которых стоит за  чертой самоуправления. Но здесь что надо?  Возможно, депутатам городского Совета и районного Собрания пора собраться в одном зале и решить вопрос, который касается интересов каждого гражданина Пугачева.

Место нашего обитания уникально. Здесь воедино сходятся разные природные зоны. Сюда, например, слетаются певчие птицы почти со всей страны, здесь уживаются сосны и абрикосы. А еще у нас есть территория кипчаковой степи, занесенная в Красную книгу. Было время, когда нетронутая веками степь сжималась и составляла всего 60 гектаров. Сейчас ее ареал вдвое больше. Этот самобытный памятник природы находится в районе Новой Порубежки. Там уникальная растительность. Весной прошлого года буйно цвели тюльпаны, возродились карликовые ирисы, появились дрофы. В начале XX века дрофы были одним из многочисленных видов птиц. Однако из-за распашки степей, их численность катастрофически сократилась. Много птиц погибло от браконьеров, так как мясо дроф считается деликатесом. Во многих местах дрофы полностью исчезли. У нас – остались. Специализированной охраны за кипчаковой степью нет, есть добровольное патрулирование. Ни «свой», ни «чужой» в степь не ринутся. Это раньше по территории были проезды на автомобилях, пикники. После таких посещений оставался бытовой хлам, разрушенный растительный покров.  «Гостей» повыгоняли. Была бы воля.

За нарушение природноохранного законодательства в прошлом году на разных лиц  наложен штраф в общей сложности полмиллиона рублей.

( В следующем номере рассказ о экологических проблемах р. Б. Иргиз)

Г. Аристов