1111

Надежда Прокофьевна Лазарева – одна из тех, кто стоит у истоков Пугачёвской дистанции пути. Семнадцатилетней девчонкой пришла она в дистанцию сигнализации и связи монтёром КИП. Её мама, Антонина Ефимовна, долгое время работавшая санитаркой, хотела, чтобы дочь стала медсестрой, но в медучилище Надежда не прошла по конкурсу, а вот проверка реле приборов для устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки оказалась ей по силам. Она быстро усвоила железнодорожные термины, с удовольствием щеголяла ими в компании сверстников. Работа была сложной и ответственной. В 1972 году девушку командировали на курсы электромехаников в Саратовскую дорожно-техническую школу. Через десять месяцев Надежда вернулась в дистанцию, вооружённая новыми знаниями и умениями. Не всё давалось легко. Не хватало профессиональных навыков, приходилось проявлять настойчивость и упорство, чтобы добиться результатов. С опытом пришел профессионализм, повысился разряд как оценка мастерства.

Энергия молодости била ключом, после работы с подружками бегала в железнодорожный клуб, с удовольствием выступая в художественной самодеятельности. Там и встретила свою вторую половинку – учителя пения и преподавателя класса баяна в музыкальном филиале железнодорожной школы-интерната, по совместительству руководителя музыкального ансамбля. Юрий Алексеевич был человеком высокой культуры и образованности. Надежде льстило его внимание, нравились ухаживания интеллигентного молодого человека. Официальное предложение руки и сердца не заставило себя ждать: «Надя, согласна ли ты иметь такого мужа, как я?» Надежда ответила согласием и не пожалела, обретя в нём верного спутника жизни, рачительного хозяина в доме, настоящего главу семьи, заботливого отца своего единственного сына Алексея. В 2015 году они с Юрием Алексеевичем будут справлять рубиновую свадьбу.

Поддержка мужа помогла Надежде окончить заочное отделение железнодорожного техникума. Без его помощи совместить работу, уход за маленьким ребёнком и учёбу было бы невозможно. По окончании техникума в 1983 году её перевели электромехаником в группу техдокументации и надёжности, а в 1989 – инженером технического отдела. В 1995 году Надежда Прокофьевна становится диспетчером дистанции. Её служебные обязанности укладываются в одну фразу – контроль за графиком технического процесса. Несведущему человеку эта фраза ни о чём не говорит, а железнодорожники прекрасно понимают, как ответственна, сложна и трудоёмка эта должность.

Диспетчер является оперативным руководителем службы сигнализации и связи, он должен следить за выполнением на дистанциях планов-графиков технического обслуживания устройств, механизированных и автоматизированных горок, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа, контролирует наличие, использование и пополнение аварийно-восстановительного

запаса оборудования, аппаратуры и материалов. Верные решения и быстрое реагирование Надежды Прокофьевны не раз выручали при получении информации о нарушении работы светофоров и стрелок.

График работы достигал порой такой плотности, что о домашних проблемах вспоминалось только на пороге дома.

С приходом на железную дорогу электроники, компьютерной техники обслуживание стало намного сложнее. Надежда Прокофьевна не раз ездила на курсы повышения квалификации в железнодорожные институты Москвы, Ростова, а затем проводила занятия с электромеханиками и монтёрами, поднимая и их уровень знаний и умений. За 38 лет работы Лазарева неоднократно награждалась благодарностями, почётными грамотами, денежными премиями, в 2007 году получила знак «Почётный работник Приволжской железной дороги».

Сейчас она с сожалением говорит о снижении эффективности работы железной дороги, об увеличении объёма документации, который съедает всё рабочее время диспетчера, с благодарностью вспоминает о своих коллегах, об ответственных и дисциплинированных людях. Помнит и начальников, каждый из которых оставил свой след в работе дистанции. Особенно запомнился А.А. Овчинников – человечный и знающий. Он быстро ушёл на повышение. 15 лет руководил дистанцией А.В. Тарасенко – человек твёрдого характера, принципиальный и требовательный, уважающий тяжёлый труд железнодорожников. В самые тяжёлые времена для железной дороги, когда многие увольнялись, не выдерживая трудностей финансового кризиса, Лазарева сохранила верность профессии.

Уйдя на пенсию в 2009 году в связи с проблемами со здоровьем, Надежда Прокофьевна продолжает интересоваться делами дистанции, консультирует молодых специалистов. Последний руководитель, А.В.Мишкин, строгий и требовательный, но чрезвычайно доброжелательный, не забывает своим вниманием ветеранов дистанции Лазаревых, ведь Юрий Алексеевич последние 19 лет трудовой деятельности тоже работал на железной дороге – дефектоскопистом ПЧ-20. Сын окончил СОШ № 14, практику проходил в ШЧ, внучка Кристина учится в 7 классе этой же школы, бывшей железнодорожной, унаследовав от деда музыкальные способности и любовь к сцене. Так что верность железной дороге – это у Лазаревых семейное.

Л. Шепелева

 Вам на заметку:

Интересует поселок ландшафт в Москве? По указанной ссылке вы подобрать не только поселок, ландашфт которого вам больше по душе, но и элитный особняк.