Губернатор Роман Бусаргин поделился в Телеграмме новостью о том, что региону одобрили кредиты на покупку новых автобусов (900 миллионов рублей), ремонт дорог и мостов (2,7 миллиарда рублей) и завершение строительства пристройки к саратовской школе (180 миллионов рублей). «Область залезет в новые кредиты», – сообщили региональные СМИ. Упрёк областной власти был явно некорректным. Потому что за наращивание бюджетных кредитов в нынешние времена областной власти можно ставить жирный плюс.

8765

Несколько лет назад российский Минфин плохо относился к тому, что в регионах расходы превышают доходы. В российском Минфине считали, что если региональные власти не умеют «по одёжке протягивать ножки», то все их траты нужно ставить под контроль. Но попытка заставить регионы принимать бездефицитные бюджеты провалилась. В российском Минфине поняли, что в регионах не хватает денег из-за спорных межбюджетных отношений. По законам начала двухтысячных годов огромная часть собираемых на территориях налогов уходила в федеральный бюджет. Потом эти деньги федеральная власть перераспределяла самым бедным регионам и самым лояльным губернаторам.

Кроме дотаций, закрывающих бюджетные дыры в регионах, вниз отправлялись целевые средства на исполнение госпрограмм. Помощью от федерального центра стали и трансферты на закрытие долгов по кредитам в коммерческих банках. Наконец в федеральном центре поняли, что от коммерческих кредитов регионы нужно совсем освободить. И за последние годы все долги трёх десятков небогатых регионов стали бюджетными. Их тоже, конечно, придётся отдавать. Но обслуживание этих заимствований несравнимо дешевле банковских.

В структуре долга областного бюджета нашего региона коммерческих кредитов нет уже год. За все 60 с лишним заёмных миллиардов мы отвечаем перед государственной казной. Но с другой стороны, у Татарстана и Свердловской области госдолг на начало 2023 года составлял 100 млрд. рублей, а в Нижегородской области – 133.

Теперь давайте разбираться с деньгами на покупку автобусов, ремонт дорог и мостов и достройку школы, которые на днях увеличили дефицит областного бюджета до 17 млрд. рублей. Те, что на автобусы, передаются просто на сказочных условиях – на 15 лет под 3% годовых, которые нужно отдавать только с 2025 года. Сейчас этот горизонт очень далёкий и туманный. Деньги на дороги, мосты и школу вообще чисто «для бухгалтерии» записаны в дефицит. Потому что этот кредит на следующий год закроется опять же из федерального бюджета. В этом году российское правительство просто выделило правительству области опережающее финансирование в виде кредита под 0,1% годовых.

В Министерстве финансов сейчас снисходительно относятся к росту бюджетного дефицита в регионах. Во-первых, у них самих в федеральном бюджете уже дыра размером в годовой план. Во-вторых, тамошние чиновники лучше других понимают, что закрыть любой региональный дефицит можно всего лишь уменьшив норматив налоговых отчислений в федеральный бюджет. Тогда в доходной части бюджетных регионов будет оставаться больше средств. Этот вариант пока не запустили только потому, что бюджетными кредитами федеральный центр заставляет регионы быть ему благодарными. Ну, типа, «кто девушку ужинает, тот её и танцует». Но в сегодняшних реалиях стремиться держаться подальше от федеральной власти, всё равно не получится. Никто не знает, что будет дальше. Поэтому лучше брать, пока можно взять.

Сторонние эксперты, составляя рейтинги дефицитных регионов, не скрывают удивления от того, что не все губернаторы это поняли. Некоторые главы регионов считают, что их, как и раньше, похвалят за профицит. Хотя сейчас, как выяснилось, главное – любыми способами наращивать доходную часть. В

Саратовской области с этим пока всё в порядке. На 1 мая 2023 года бюджетные доходы составили 60,5 млрд. рублей. Это почти на треть больше к аналогичному периоду прошлого года. Более того, полученные доходы превышали запланированные расходы на 8 млрд.

О. Копшева